Желаю, чтобы все
Был тут у меня обзор на "Люди Икс: Дни минувшего будущего", был на "Люди Икс: Апокалипсис". Пусть и на "Первый класс" будет )))
Название: Люди Икс: Первый класс/X-Men: First Class
Тип: полнометражный фильм (США)
Режиссёр: Мэттью Вон
Жанр: фантастика
Год выхода: 2011
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/3/9/143980/86306466.jpg)
5 027 слов, спойлеры
Был у меня как-то шестилетний долгострой, но на этот раз я побила собственный рекорд: этот обзор пролежал почти восемь![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Небесталанный, но излишне перехваленный Мэттью Вон, как всегда, хотел усидеть не то что на двух, а на всех двадцати стульях. Один факт, что он сам не знал, что снимает – приквел или ребут – говорит сам за себя. (1) В фильме упоминается будущий майор Уильям Страйкер и мелькает Ребекка Ромейн-Стамос в роли взрослой Рейвен – всё же приквел? Но Рейвен внезапно оказывается сводной сестрой Ксавьера, и с Эриком он познакомился вовсе не в 17 лет, и первыми учениками его были вовсе не Циклоп, Джин и Гроза – всё же ребут? (2)
Как бы то ни было, в попытках подтянуть ПК как можно ближе к первой трилогии Вон впихнул туда всё, что мог. Судите сами – надо было:
– подружить Чарлза с Эриком
– поссорить Чарлза с Эриком
– сделать Чарлза инвалидом
– изобрести Церебро
– изобрести шлем Магнето
– изобрести Чёрного Дрозда
– изобрести Опасную Комнату
– изобрести костюмы
– придумать традицию давать мутантам прозвища
– обосновать название "Люди Икс" (и обоснование вышло отличное; к сожалению, эта игра слов непереводима)
– закосить под "Доктора Стрейнджлава" (для любителей кино интеллектуального)
– закосить под бондиану (для любителей кино развлекательного)
– закосить под молодёжные сериалы (дети же будут смотреть)
– впихнуть для поклонников Росомаху: неважно, что получилось недо-камео с тремя словами – фанаты схавают (и схавали)
– впихнуть исторические события (для любителей истории)...
Уф, ничего не забыли? Ах да, ещё мир спасти!
На развитие героев времени уже почти не осталось. Нет, внешне динамика героев присутствует, но механизм её не показан, всё скрыто за вышеперечисленным фейерверком событий. С чего вдруг повеса и волк-одиночка заделались лидерами мутантов? Да просто потому, что они должны были таковыми стать к таймлайну Х-1, и неважно, что до него ещё 40 лет: надо всё развитие уместить в несколько недель от силы. Взаимоотношения тоже толком не показаны: всё сводится к болтовне типа:
– Мы всем поможем – Нет, люди плохие, они нам не дадут;
– Эрик, ты внутри хороший, сам посмотри – Э-э-э, что это такое было?;
– Эрик, не убивай Шоу, а то мира не будет – Да не очень-то и хотелось.
В общем, как следует прописать "начало прекрасной дружбы" сценаристы не смогли. Почему вынужденные союзники вдруг разом стали не разлей вода? С чего бы Эрик, присоединившийся к Чарлзу лишь потому, что ему понадобились соратники для борьбы с Шоу, на следующее утро вдруг непринуждённо заявляет "Мы с Чарлзом", как будто они сто лет знакомы? Тут, правда, косяк ещё в том, что из их разговора накануне вырезали прекрасную реплику Чарлза, где он просит Эрика помочь ему с новым зарождающимся видом. Она бы и показала обоих будущими вождями мутантов, и объяснила бы доверие: ведь здесь Чарлз обращался за помощью к равному. Но нет, ведь не может святой чярлик просить о помощи, тем более мудака (ну ладно, будущего мудака) Эрика, чярлик может только подавать милостыню. Ну да о перекосах в сторону Чарлза я могу говорить, наверное, вечно, ибо накипело. А здесь перекосов даже относительно немного, разве что Чарлз успешно выступает в роли тренера Эрика (откуда, спрашивается, у него взялся опыт обучения – а в случае с Эриком даже переучивания – зрелого человека, что куда сложнее натаскивания молодёжи?), да не менее успешно руководит боевой операцией на Кубе (он что, помимо Оксфорда, ещё и Сандхерст закончил?). В целом, соотношение получается 60/40 в пользу Чарлза, что весьма и весьма неплохо.
Но то, что не смогли сделать режиссёр и сценаристы, успешно сделали актёры. Экранный дуэт МакЭвоя и Фассбендера отменно хорош – лучащийся добротой Чарлз и кипящий холодной яростью Эрик составляют идеальную пару, несмотря на то, что им отвели не так много места для развития отношений. Да, в трилогии у Профессора и Магнето было всего по две-три совместных сцены на фильм, но мэтрам этого хватало, чтобы взглядом или интонацией показать всю глубину дружбы-вражды своих героев. Перед МакЭвоем и Фассбендером стояла более трудная задача, ведь сценарий "Первого Класса" был гораздо слабее первых двух фильмов, а за плечами у них не было многолетнего опыта игры в шекспировских драмах. В трилогии Профессор и Магнето были показаны этакими матёрыми человечищами (то есть мутантищами), которые много лет шли бок о бок, и даже оказавшись по разные стороны баррикад, сохранили уважение друг к другу – ведь эти титаны так одиноки среди своих команд, где им нет равных, и удовольствие, испытываемое ими от редких и оттого особенно ценных встреч, передаётся Стюартом и МакКелленом в полной мере. В сценарии ПК же вместо взаимного притяжения двух равновеликих личностей получились, со стороны Чарлза, его обычная гуманность и стремление помочь всем и вся, а со стороны Эрика – и вовсе банальный расчёт: он просто понимает, что в одиночку ему с Шоу не справиться. Поэтому и финальная сцена несколько выпадает из контекста – глядя на горькое расставание Чарлза и Эрика, поневоле задаёшься вопросом: когда эти невольные союзники успели так сблизиться? К счастью, МакЭвой и Фассбендер сумели повторить, а в чём-то даже и превзойти достижение предшественников, взглядами, интонациями, жестами привнеся в фильм неудавшуюся сценаристам ту экранную химию, которая одна может заставить поверить в отношения между героями, но не всегда удаётся даже самым лучшим актёрам. Им же мы обязаны и неожиданной для супергеройского кино глубине образов персонажей, их обаянию и притягательности.
На Эрике фильм сосредоточен несколько сильнее, хотя его экранное время всего на пару минут больше, чем у Чарлза. В сценарий даже вошли некоторые наработки из сольника Магнето, к величайшему сожалению, несостоявшегося: после неудачи с первым сольником самого популярного героя франшизы – Росомахи, с другими персонажами решили не рисковать. Кстати, именно под отсутствующего (о недо-камео речь пойдёт ниже) Росомаху в фильме заметно косит Эрик: кожаная куртка, хмурый взгляд исподлобья, циничная ухмылка в уголке губ и даже лёгкая небритость имеется для большего сходства. Плюс попытка уйти из команды и даже реплика один-в-один: "Мне не нужна помощь". Только не говорите, что это случайно.
Впрочем, с моим самым после Росомахи любимым персом франшизы всё в полном ажуре. Я поначалу сомневалась – не в таланте отлично показавшего себя ещё в "300" Майкла Фассбендера, – а опасалась, что перс выйдет слишком уж брутальным – на промо-фотах он иной раз каменной мордой в огромном шлеме походил скорее на Джаггернаута, – но всё обошлось. Молодой Эрик так же элегантен, изящен и ироничен, как герой сэра Йена МакКеллена – мэтру нашлась достойная смена. Леншерр всё тот же (или уже тот же) мизантроп, стратег и логик, холодный и расчётливый, как металл, которым он повелевает, – а какие страсти кипят под этой сдержанностью, можно только гадать. В отличие от прочих героев фильма, которые либо чёрные, либо белые, либо просто никакие, мы видим как светлые, так и тёмные стороны личности Эрика. Понятно, почему профессор в первом фильме трилогии так упорно искал надежду – надежду на то, что в Эрике ещё есть добро.
Не могу не признать, что игра Фассбендера была великолепна: это как раз тот случай, когда актёр буквально живёт ролью. Достаточно сравнить, например, интервью с Фассбендером и кадры из фильма – на них как будто два разных человека: спокойное, улыбчивое, гладкое лицо актёра и напряжённое, угловатое, с каменными скулами и челюстью лицо персонажа – лицо человека, не умеющего улыбаться. По-настоящему улыбаться, а не скалиться, Эрик учится только в середине фильма – но этот жуткий акулий оскал, породивший множество мемов, тоже был прекрасен.
Демонстрация способностей мастера магнетизма тоже была на ура, как по части размаха, так и оригинальности. Полёт подлодки и налёт на дачу генералаМихалкова – это нечто, трюки с антенной и якорем тоже любо-дорого посмотреть. Самое же блестящее по оригинальности задумки применение дара – это допрос банкира, проведённый в истинно тарантиновском (к сожалению, без крови) духе, весьма неожиданном для фильма, ориентированного в первую очередь на подростковую аудиторию. Подкачала только расправа в Вилья-Гессель: нож и пистолет, пусть и управляемые магнетизмом – это такая банальщина!
Джеймс МакЭвой, который тогда был не перебравшим тестостерона качком с бычьей шеей, а трогательным спаниелькой с умными грустными глазами, идеально подходил на роли интеллигентов. Лучшего молодого Ксавьера найти было трудно – тем более что он весьма талантливый актёр и сумел выжать из роли максимум возможного, ведь характер Чарлза, в отличие от Эрика, прописан в сценарии довольно однобоко. Обещанной неоднозначности там попросту нет. Да, юный Чарлз умеет пожить в своё удовольствие – но, ведь и глядя в чуточку лукавые глаза героя Патрика Стюарта, понимаешь, что он не всегда был старым лысым философом в инвалидном кресле. Собственно, вся бурная молодость Ксавьера свелась к знакомству с девушкой и выпивке по поводу получения докторской степени – ну и что тут такого?
Развития герой МакЭвоя тоже не имеет. Чарлз с самого детства (манифестацию способностей нам не показали) уже был таким же добрым, заботливым и мудрым, каким предстал перед зрителем в трилогии, – а его ошибки в отношениях с Эриком и Рейвен всего лишь результат неопытности.
Возможно, конечно, что для переживаний Ксавьера просто не нашлось места в и так перегруженном сценарии, но маленький старичок Чарлз не слишком-то отличается от себя взрослого или пожилого. Но учитель у МакЭвоя получился очень обаятельным – я слишком давно закончила учиться, чтобы сожалеть, что мне не досталось таких учителей, но при взгляде на него ощущалось некое уютное тепло.
Некоторые упоминания на то, что жизнь Чарлза была не такой уж безоблачной, в фильме есть: на равнодушие матери он намекает в самой первой своей сцене, позже Рейвен говорит, что «смягчала для него эти тяжёлые условия». Но нужно слишком внимательно вглядываться, чтобы увидеть в золотом мальчике, родившемся с серебряной ложкой во рту, несчастного одинокого человека – видимо, эту пустоту он и пытался заполнить алкоголем и случайными связями. Неудивительно, что большинство фикрайтеров и не видят – но не буду о св.чярлике.
Видимо, дефицит любви в детстве и усугубил его комплекс наседки, это потом уж Чарлз сумел направить его в нужное русло, заботясь о тех мутантах, которые действительно в этом нуждались. Обстоятельства на самом деле не формируют характер, они только заостряют имеющиеся черты. Чарлзу в этом плане не повезло: он оказался именно в таких обстоятельствах, которые развили его склонность к "наседочности". Расти он в любящей семье, не стал бы так привязывать к себе Рейвен, быть может, даже рассказал родителям правду о её и своей мутации, и было бы у них нормальное (ну, почти) детство; но чего не было, того не было. (Собсно, с Эриком получилось так же: обстоятельства усугубили негативные стороны его характера, превратили лидерские данные в авторитарность, склонность к радикальным решениям – в замашки террориста. Не пройти он Холокост, был бы, наверное, радикальным правозащитником вроде Малькольма Икс, с которого и был списан; но чего не было, того не было).
PS А ведь это Ксавьер, а вовсе не Шоу, "создал" Магнето. (Шоу лишь раскрыл дар Эрика, возможно, научил им управлять, но на мировоззрение своего подопытного не повлиял). Создал, пытаясь победить сжигающую Эрика ненависть, и не понимая, что она побеждается только любовью. Вместо того чтобы идти дальше, вытаскивать похороненные в глубинах памяти Леншерра светлые воспоминания, пока они не перевесили бы тёмные, Чарлз ограничился тем, что научил его уравновешивать умиротворение и ярость, и то лишь ради лучшего использования способностей. Ненависть – живое чувство, ненавидящий Эрик ещё мог плакать, вспоминая, как мать зажигает свечи; тогда как та самая точка между яростью и умиротворением – мёртвое пространство, где нет никаких чувств, и, научившись достигать её, Эрик превратился в бесстрастного и безжалостного Магнето.
Остальные персонажи ленты получились гораздо хуже, иной раз ощущения от просмотра доходили до классического "мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус". Но о них по порядку.
Главными разочарованиями стали:
1. Зверь.
Третий мой любимый – после Росомахи и Магнето – герой франшизы. Персонаж Келси Грэммера с его царственной осанкой, роскошной гривой и скульптурными чертами лица – так рисуют вождей и библейских пророков – был прекрасен, а глубокий сочный цвет индиго придавал его облику особенный шарм. После этого величественного льва драный помойный кошак, извалявшийся в дешёвой краске, не вызывал ничего, кроме желания плюнуть в экран, а ещё лучше в гримёра. К счастью, мутировал он перед самым концом фильма, но и в человеческом обличье смотреть было не на что. Право, жаль, что Тейлор Лотнер отказался – он, по крайней мере, красивее Николаса Холта, да и зрителей бы привлёк куда больше. Да, он бездарен, и крах его карьеры заслужен и закономерен, но на примитивного героя сабжа Лотнера хватило бы, а уж на ничтожество из ДМБ, Апока и Феникса – и подавно. Расходовать на такое талантливого Холта явно не стоило.
Некоторые задатки будущего Зверя, впрочем, были: хватило же, например, у Хэнка смелости пригласить на свидание только что встреченную Рейвен. И легко можно было бы объяснить застенчивость Хэнка комплексом неполноценности из-за мутации и нередкими у вундеркиндов проблемами социализации – но его сделали стандартным ботаном. А вся роль свелась к переживаниям по поводу косметического недостатка своей мутации, и совершенно непонятно, к чему был разговор с Чарлзом о зверином начале и его контроле – Хэнк в фильме горевал вовсе не потому, что может утратить человеческий облик (и не особо-то расстроился, когда это случилось), а исключительно потому, что ноги кривые и волосатые. Вообще контроль над звериным началом – это проблема Росомахи, а уж никак не Зверя, у того совсем другая трагедия: на лицо ужасный, добрый внутри, со всеми вытекающими из этого противоречия последствиями. Сценаристы же зачем-то присочинили ему приступ озверения – о, как я надеялась, что в этот момент Эрик хорошенько приласкает траченное молью чучело каким-нибудь тяжёлым металлическим предметом, но увы (((
2. Рейвен (не буду называть её Мистикой).
Она получилась попросту жалкой – во всех отношениях. Увы, сценаристы, как и в случае со Зверем, желая потрафить комплексующим из-за внешности подросткам, заставили Рейвен переживать не из-за самой мутации, а из-за её внешних проявлений, чем она всё экранное время и занята. Сравнение её с тигром просто нелепо – понятно, что сценаристы пытались провести параллель с трилогией, где Мистика действительно была великолепной хищницей, неукротимой и гордой, но в "ПК" она просто несчастненькая болонка, готовая преданно смотреть в глаза и лизать руки любому, кто приласкает, и представить себе, что эта собачонка когда-нибудь станет тигрицей, я не могу – роковые женщины из таких бесхарактерных соплюшек не получаются. А сменил эту закомплексованность один из худших образцов экранного пафоса – "Я мутант и этим горжусь" – хрен редьки не слаще.
В общем-то, зависимость Рейвен от Чарлза понятна: беспризорница с «альтернативной внешностью», которую пытались убить собственная семья, для которой предложение Чарлза стало настоящим чудом, конечно, прикипела к новообретённому брату. Понятно и её нежелание самостоятельности, которой она уже хлебнула по горло, не говоря уж о том, как непросто решиться оставить единственного человека, принимающего её такой, какая есть. (Да даже и уйдя от Чарлза, Рейвен не обретает самостоятельность, а просто перебирается под крылышко к новому покровителю Эрику, как до того пыталась прилепиться к Хэнку, но Эрик, ясно дело, оказался привлекательнее. По-настоящему независимой она становится только в ДМБ, когда Эрика посадили, а Азазеля убили: тут уж пришлось волей-неволей взрослеть).
Другое дело, что этой зависимости Чарлз изрядно поспособствовал сам. Я, конечно, понимаю и не осуждаю Чарлза: вдвойне одинокий – из-за мутации и из-за равнодушия матери – недолюбленный ребёнок изо всех сил вцепился в новообретённую сестрёнку и не смог вовремя отдалиться, оттого что не понял, что девочка выросла. Беда в том, что не понял он этого потому, что не хотел понимать: Рейвен так и осталась его единственным близким человеком, о чём она сама напоминает: «Я твой единственный друг» – и тут очень показателен горько-ироничный ответ Чарлза «Я тебе благодарен». Вот и вышло, что Чарлз поневоле культивировал её комплекс неполноценности и инфантильность. Недолюбленным детям свойственно, вырастая, душить собственных гиперопекой (а Чарлз относится к Рейвен именно как к ребёнку, потому его так и шокируют её приставания). Причем, гиперопека нередко выражается чисто в удовлетворении утилитарных потребностей – чтоб был сыт, одет, здоров и хорошо учился (в нашем случае – умела управлять способностями) – и чего ж ещё надо? Внутренним миром детей такие родители не интересуются, как в свое время родители не интересовались их собственным. А потом получился замкнутый круг: инфантильная, необразованная, ничем не интересующаяся ("Твой диссер меня сразу вырубает") Рейвен стала неинтересна Чарлзу. Им ведь даже поговорить не о чем – таких душевных разговоров или жарких споров, как с Эриком, никак не получится. Вот и вышло, что когда у Чарлза появился настоящий друг и ученики, он совсем перестал заниматься Рейвен – у неё же формально всё в порядке.
А у Рейвен ничего нет, и она от неудовлетворённости донимает брата. Тот сначала искренне недоумевает: "Что на тебя нашло?" А в сцене после мутантской вечеринки он ведёт себя вовсе некрасиво, когда презрительно бросает Рейвен в лицо "Я ждал от тебя большего", как пощёчину даёт. Глупо, конечно, когда взрослая тётка устраивает погром с тинейджерами, но чего Чарлз ждал от той, кого столько лет держал за ребёнка? (3) Ну да это типичное поведение подобных родителей, которые сперва балуют детей, а потом возмущаются их избалованностью.
Потом Чарлзу становится не до сестры, пока он, увидев её голой на кухне, не сообразил наконец, что его маленькая девочка давно выросла. Но и тогда он по-прежнему не хочет вникать в её чувства – переживания Рейвен из-за внешности для него всего лишь "косметические проблемы", как будто речь идёт о каких-нибудь прыщах. И тут симпатия сценариста явно на стороне Рейвен: "Наверное, домашние питомцы всегда милее, пока маленькие". Замечательная фраза, лучшая во всей франшизе. Только на пляже Чарлз, кажется, начинает что-то понимать, просит у Рейвен прощения и отпускает её. (Или вешает на шею Эрику, это как посмотреть).
Хуже характера Рейвен была только её внешность. Всякий раз при просмотре я горько жалела о первоначальной кандидатуре – лихой фигуристой красотке Эмбер Хёрд, которая и внешне куда больше похожа на Ребекку Ромейн-Стамос; её сексапильная забияка (кстати, дерётся актриса, находящаяся в отличной форме, самостоятельно) с говорящим именем Пайпер из «Сумасшедшей езды» – настоящая молодая Мистика. Специалиста по кастингу, который придумал заменить её толстомордой и косолапой Дженнифер Лоуренс, следовало бы уволить с волчьим билетом. Глядя на неё, так и хочется воскликнуть вместе с героиней «Служебного романа»: «Вот как вы ходите? Вся отклячится, в узел завяжется, скукожится, как старый, рваный башмак и чешет на работу, как будто сваи вколачивает». До безупречной пластики модели Ромейн-Стамос, когда одно движение плавно перетекает в другое, неуклюжей Лоуренс как до Китая раком.
Вдобавок Вон зачем-то подал наготу Рейвен как непристойную – один из самых нелепых сюжетных ходов фильма. (Хотя голую Лоуренс прикрыть действительно хочется
) Мистика настолько неантропоморфна, что её нагота преспокойно демонстрируется в фильмах с рейтингом PG-13 – неужели нельзя было найти другой способ показать, что девочка уже большая?!
PS Зато маленькая Рейвен – Морган Лили – просто очаровашка, и очень жаль, что её было так мало.
3. Эмма Фрост.
Роль Белой Королевы сложна уже потому, что от исполнительницы потребуется ледяная недоступность и вызывающая сексуальность одновременно, а сыграть такое почти невозможно: всё должно быть природным. У блёкловатой и невыразительной Дженьюэри Джонс ни того, ни другого нет: типовая блондинка с носиком-картошкой, напрочь лишённая какой-либо харизмы. Может быть, я была слишком избалована образами Эммы из фильма и мультов? Строгая училка из аниме «Люди Икс», с убранными в аккуратную «улитку» волосами и блузке с высоким воротничком, но откровенными вырезами – очень нестандартное решение образа (а после вступления в команду Икс-менов она превратилась в шаблонную супергероиню, а её обычные плащ и лиф оказались совсем не к лицу). Коварная интриганка из «Росомахи и Люди Икс», с макияжем в светло-голубых тонах и в неожиданно дерзком для мультика лифе, подчеркивающем роскошный бюст – её холодная, какая-то прозрачная красота напоминала Снежную Королеву; а ещё Эмма там была обрисована неоднозначно совсем не по-мультяшному; а ещё она так красиво погибала в финале… ну да речь сейчас не об этом мульте. Наконец, впервые я увидела её нимфеткой в «Люди Икс: Начало. Росомаха»: ещё по-детски угловатая и худенькая, но обещающая стать настоящей красавицей Тахина Тоцци, такая аппетитная в простой белой маечке – ей бы Лолиту играть, право слово. Кстати, алмазная кожа под этой маечкой смотрелась очень сексуально, в отличие от сплошного превращения Эммы в ПК, а те мелкие алмазики были куда красивее крупных граней, больше похожих на стекляшки – не зря кто-то сравнил помощницу Шоу с дешёвой ёлочной игрушкой.
Характером Эмма тоже слаба – правая рука претендента на мировое господство совершенно беспомощна без своего хозяина: на первом же самостоятельном задании она легко позволяет взять себя в плен, а потом отсиживается в камере, дожидаясь развязки событий. Она явно предпочитает, чтобы кто-то принимал за неё все решения, иначе как объяснить, что Эмма слепо подчиняется Шоу, даже покорно прислуживает ему, как в сцене со льдом для виски. Какое-то странное у сценаристов представление о подруге мегазлодея: то карманная собачка Рейвен, то девочка на побегушках Эмма.
Последний гвоздь в крышку гроба забили гримеры и костюмеры. Джонс всё же достаточно хороша для того, чтобы умелый макияж сделал её красивой, но… Полкило туши и подводки делают еще меньше и без того не слишком-то большие глаза, плохо наложенная помада (о карандаше для губ, похоже, вообще забыли) совершенно не подчёркивает губы. А костюм, должно быть, прислали из России в комплекте со шлемом Шоу: точно такие бесформенные лифчики (который, кстати, был размера на три больше, чем нужно) выпускала советская промышленность. Оттуда же и серьги Эммы, очень похожие на подвески от люстры «Каскад», весьма популярной в СССР, правда, несколько позже. Вместо юбки – какая-то криво сидящая портянка, уродливость которой подчёркивали ботфорты на подтяжках. Повседневный белый брючный костюм был поприличнее, но элегантности ему явно недоставало, и он заметно портил фигуру, утяжеляя бёдра.
4. Команда Икс-менов.
О молодых мутантах сказать особенно нечего, и дело тут не в том, что сценарист зачем-то выбрал таких невыразительных героев, как жаловались иные поклонники комиксов – неинтересных героев не бывает, бывают только плохие писатели. При определённом таланте можно было бы и образы этих салажат сделать интересными и глубокими, но создателей фильма на них уже не хватило – всё-таки при таком количестве персонажей сделать это непросто. В общем, как их роли в сценарии, так и игра оказались на уровне молодёжного сериала. (Справедливости ради надо сказать, что сценаристов трилогии тоже не хватило на то, чтобы полноценно прописать образы членов команды – Циклопа, Джин и Грозы, но там-то и актёры, и режиссура, и сценарий были не в пример сильнее).
Алекс Саммерс, пожалуй, разочаровал внешне – этого героя я знала по сериалу «Люди Икс. Эволюция», где он был симпатичным загорелым блондином; Лукас Тилл мне красивым не кажется, да ещё его снимали в таких ракурсах, что выглядел он просто дебилом. О Баньши я слышала только мельком, и он как был для меня никем, так никем и остался.
Некоторое приятное ощущение доставил Дарвин – я опасалась, что перс этот со своей приспособляемостью окажется слишком марти-сьюшным. Однако расправились с ним в два счёта, и никакая способность к выживанию не помогла. Да и парнишка был обаятельный, с выразительными глазами, и очень старался взглядом играть; к сожалению, Вон не тот режиссёр, который мог бы ему в этом помочь.
Теперь рассмотрим ось зла.
С ней дело, как часто бывает, обстоит гораздо лучше – зло притягательно, как всё запретное, а создать неоднозначный образ злодея проще. В ПК, правда, все злодеи нарисованы одной чёрной краской, так что пришлось выезжать на одном обаянии. Они и выехали, за исключением Эммы Фрост. Зато остальные злодеи радовали глаз, как только появлялись на экране.
Итак, по порядку:
Себастьян Шоу.
Глава оси зла в исполнении Кевина Бейкона – самой крупной на тот момент звезды фильма – отличный образец харизматичного злодея, элегантный и насмешливый, ухитряющийся не выглядеть глупо, даже произнося пафосные речи, оттого что произносит их не на полном серьёзе. Однако, привыкнув к злодеям с человеческим лицом, я не была сильно им впечатлена. Собственно, по-настоящему хорош Шоу-Шмидт, весь лучащийся садистским любопытством беспринципного учёного, был только в сцене в концлагере.
Команда подобралась под стать лидеру. Да, экранного времени на злодеев не хватило, но, с другой стороны, это придало им загадочности. То, что у Азазеля было всего несколько технических реплик, а Риптайд вообще молчал – это скорее плюс: всё равно ничего стоящего сценаристы им бы не придумали. А в остальном оба радовали глаз одним своим появлением на экране. Особенно хорош был шикарный чёртушка Азазель – стеклянный взгляд бледно-голубых глаз на красной, испещренной шрамами физиономии был по-настоящему демоническим. Подчёркивал инфернальность героя и строгий чёрный костюм, а красный – в цвет кожи – платок в кармане был очень оригинальной деталью. Ну а махался мечами бесёныш отменно, жаль, что бескровно. Красив был и роскошный пышногривый красавец Риптайд в пижонских костюмах (гривастые смуглянцы вообще моя слабость).
Отдельным украшением команды стала Ангел. На промо-фотах и роликах она получилась очень неудачно, как внешне, так и в отношении способностей: крылья выглядели совсем кукольно, однако на экране мутантка-инсектоид оказалась гораздо лучше, что стало приятным сюрпризом. Смотреть на красавицу Зои Кравиц само по себе было удовольствие, особенно учитывая, что с экзотическими красотками восточного типа в приключенческом кино тогда была напряжёнка – чего стоили хотя бы посредственная Рэйчел Николс в новом «Конане» или совсем уж серенькая Джемма Артертон в «Принце Персии». (Впрочем, напряжёнка с восточными красотками и сейчас никуда не делась: достаточно посмотреть игровую версию «Аладдина».) Радужные крылья стрекозки (кстати, почему бы не назвать героиню Стрекозой – такое прозвище отлично подошло бы к обеим её мутациям) (4) красиво разворачивались из татуировок – отличная задумка! – и полёты были сняты во всех отношениях на высоте: девушка в воздухе смотрелась так, словно родилась с крыльями.
Отдельно стоит упомянуть камео Росомахи, которое иначе как издевательством я назвать не могу.
Ну неужели нельзя было написать полноценное камео, раз уж решили ввести перса в сценарий?! Ведь отвели же по целому эпизоду на вербовку каждого мутанта, причем с демонстрацией способностей. Почему нельзя было снять, например: Чарлз и Эрик следуют за Логаном, идущим по закоулкам, навстречу ему группа отморозков с битами, монтировками, велосипедными цепями; Эрик магнетизмом поднимает какую-нибудь железку, Чарлз: "Он сам разберётся, их всего-то пять/семь/десять"; Логан размазывает напавших по стенам, замечает Эрика и Чарлза, подходит к ним, на ходу заживляя раны; следует обмен колкими фразами, типа – Чарлз, пафосно: "Миру грозит ядерная война!", Логан: "Мне не грозит", а в конце пусть будет "Go fuck yourself!" – это как раз в духе Логана, но этого же мало!
Могли бы попросить меня – я бы написала нужный эпизод для сценария
Без гонорара и авторских прав, чисто из любви к искусству. Да, и баллончик лака для волос я тоже купила бы, если бюджета в $160 млн не хватило. Ну что это за аккуратно прилизанная причёска с едва заметным намёком на "уши"?! Где кавайные ушки – рука сама тянется погладить – из трилогии, где буйная грива, словно растрёпанная ветром, из "Росомахи"?! Это лишь бледная копия Логана.
И в заключение несколько слов о людях, с которыми создатели фильма обошлись, надо сказать, бесчеловечно. Мойра МакТаггерт – единственный сочувствующий мутантам человек – выполняла роль мебели, и её отношения с Чарлзом практически не были прописаны, как и характер: почему, например, она, в отличие от всех остальных, не испытывает страха и ненависти к мутантам? Жаль, Роуз Бирн мне нравится – на лицо симпатичная, и хорошая актриса, но в фильме ей почти нечего было делать.
Достойных противников среди людей, как в дилогии Сингера, на этот раз не нашлось. Представители как американских, так и русских силовых структур – сплошь тупая военщина с ядерными боеголовками вместо голов, из которой уж не знаю в какую сторону выделяется придурковатый безымянный персонаж Оливера Платта. Некоторое исключение составили только капитаны русского и американского флагманов, но если преступность приказов открыть огонь друг по другу они осознают сполна, то по мутантам (один из которых только что поднял атомную подлодку) они стреляют, совершенно не задумываясь.
И, наконец, технические характеристики.
Спецэффекты вышли достойно, особенно хорош был «воздушный бой» Ангел и Баньши: их полёты были лихими и захватывающими. Бойкий мажорный саундтрек Генри Джекмана был как раз в стиле Вона, с которым композитор отлично сработался: музыку к обоим «Пипцам» и «Кингсманам» написал также он. Особенно выдающихся композиций, впрочем, не было, запоминается разве что простая, в несколько аккордов, но завораживающая мрачным ритмом тема Магнето.
О костюмах хочется рассказать подробнее.
Самыми удачными оказались боевые костюмы Икс-менов: здесь типичное для фильма желание угодить и нашим, и вашим, и вон тому мимокрокодилу было воплощено с поистине ювелирным изяществом. Покроем и фактурой они напоминают практичные костюмы из трилогии, но, в отличие от них, цветные: здесь Люди Икс ещё заодно с людьми, им не нужно скрываться. Расцветка одновременно отсылает и к оригинальным комиксным костюмам, и решена в красочном стиле начала 60-х годов. И в то же время тона их не кричащие – а ведь каким вырвиглазно-попугайским могло быть сочетание жёлтого и синего! – а слегка приглушённые. Каждый костюм выполнен индивидуально, в соответствии со способностями персонажа.
А вот повседневные костюмы героев исторически недостоверны. Наряд среднего американца в 1962 соответствовал его социальной роли: мужчины-добытчика и женщины-хозяйки. Мужской костюм тех лет ¬– классический деловой, галстук обязателен, а вот шляпа – уже нет. Женский костюм стремился к хрупкости и кукольности: яркие разноцветные платья с широкими пышными юбками примерно по колено, сильно приталенные. Дополняли этот образ «степфордской жены» обильный яркий макияж, тщательно уложенные при помощи фиксаторов завитки и крупные украшения – прямо с утра.
Но именно 60-е годы ознаменовались переменами в обществе, следом раскрепостилась и одежда: мужчины начали снимать галстуки и деловые костюмы, женщины надели мини-юбки и свободно распустили волосы. Именно такой стиль конца 60-х – начала 70-х годов мы и видим в фильме; кожаная куртка и белые брюки Эрика в сцене у мемориала Линкольна заимствованы из какого-то фильма в жанре неонуара. Но если европеец Эрик и долго проживший в Европе Чарлз могли и не следовать консервативной американской моде, то для остальных героев это объяснение не работает. То же самое и с художественной выразительностью костюмов – вещи Чарлза и Эрика прекрасно подчёркивают характеры: кардиганы Чарлза добавляют его образу теплоты и «уютности», а тёмные водолазки Эрика показывают его мрачность и замкнутость. А фиолетовый платок в нагрудном кармане в сцене допроса банкира и фиолетовая водолазка позднее – отсылка к комиксному костюму Магнето. А вот остальные костюмы совершенно невыразительные и незапоминающиеся.
Говорить об исторической достоверности комикс-муви не стоит, но одно упущение всё же хочется отметить. Изначально в команде Чарлза двое цветных, однако в сегрегированном штате Вирджиния это почему-то никого не беспокоит. Хотя проявления расизма были бы как никогда уместны в фильме о Людях Икс, которые как раз и символизируют разные меньшинства.
На выходе имеем перегруженный и сумбурный, порядком легковесный – в отличие от серьёзной сингеровской дилогии и претендующей на оную «Последней Битвы» сабж явно шёл дорогой марвеловской чистой развлекательности – но яркий, динамичный и свежий фильм с великолепным дуэтом протагонистов. И, как и перемены в обществе в 60-х годах, фильм давал надежду, что впереди нас ждёт нечто новое и лучшее – в этом плане время действия было очень символично. Да, из истории мы знаем, что общество просрало все полимеры и кончится всё застоем 70-х и оголтелым культом потребления 80-х; и как же символично, что такими же оказались и изображающие эти эпохи следующие фильмы франшизы – топчущиеся по старым граблям ДМБ и бездарный бессмысленный Апок. И мы уже знаем, что Фокс просрала не только икс-меновскую франшизу, но и себя самоё, а марвелодисней, погрязший в карамельной семейности и политкорректном угодничестве, едва ли обещает годный перезапуск, но…
…но надежда умирает последней.
1. Это уж Сингер впоследствии решил, что Первый Класс будет приквелом.
2. А когда Ксавьер потерял способность ходить, теперь точно не знает, наверное, уже никто.
3. Впрочем, за ребёнка её держали и сценаристы: по титрам ей 28 лет, что соответствует и сюжету, но считалась Рейвен девчонкой лет 18-20, что впоследствии подтвердили и в Апоке. Что неудивительно, если авторы фильма не знали даже, сколько лет Чарлзу и Эрику: в допах утверждалось, что они задумывались примерно 25-летними. Одно несомненно: авторы не умеют считать даже до 30 – согласно титрам, Чарлзу в 1944-м 12 лет, а в 1962-м – 24 года.
4. Стрекоза по-английски dragonfly
Название: Люди Икс: Первый класс/X-Men: First Class
Тип: полнометражный фильм (США)
Режиссёр: Мэттью Вон
Жанр: фантастика
Год выхода: 2011
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/3/9/143980/86306466.jpg)
5 027 слов, спойлеры
И осталась Надежда последней.
По дороге бредет, как и прежде.
Пусть умрут вновь и вновь
И мечта и любовь –
Пусть меня не оставит надежда.
Б. Гребенщиков и А. Макаревич,
«Три сестры»
По дороге бредет, как и прежде.
Пусть умрут вновь и вновь
И мечта и любовь –
Пусть меня не оставит надежда.
Б. Гребенщиков и А. Макаревич,
«Три сестры»
Был у меня как-то шестилетний долгострой, но на этот раз я побила собственный рекорд: этот обзор пролежал почти восемь
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Небесталанный, но излишне перехваленный Мэттью Вон, как всегда, хотел усидеть не то что на двух, а на всех двадцати стульях. Один факт, что он сам не знал, что снимает – приквел или ребут – говорит сам за себя. (1) В фильме упоминается будущий майор Уильям Страйкер и мелькает Ребекка Ромейн-Стамос в роли взрослой Рейвен – всё же приквел? Но Рейвен внезапно оказывается сводной сестрой Ксавьера, и с Эриком он познакомился вовсе не в 17 лет, и первыми учениками его были вовсе не Циклоп, Джин и Гроза – всё же ребут? (2)
Как бы то ни было, в попытках подтянуть ПК как можно ближе к первой трилогии Вон впихнул туда всё, что мог. Судите сами – надо было:
– подружить Чарлза с Эриком
– поссорить Чарлза с Эриком
– сделать Чарлза инвалидом
– изобрести Церебро
– изобрести шлем Магнето
– изобрести Чёрного Дрозда
– изобрести Опасную Комнату
– изобрести костюмы
– придумать традицию давать мутантам прозвища
– обосновать название "Люди Икс" (и обоснование вышло отличное; к сожалению, эта игра слов непереводима)
– закосить под "Доктора Стрейнджлава" (для любителей кино интеллектуального)
– закосить под бондиану (для любителей кино развлекательного)
– закосить под молодёжные сериалы (дети же будут смотреть)
– впихнуть для поклонников Росомаху: неважно, что получилось недо-камео с тремя словами – фанаты схавают (и схавали)
– впихнуть исторические события (для любителей истории)...
Уф, ничего не забыли? Ах да, ещё мир спасти!
На развитие героев времени уже почти не осталось. Нет, внешне динамика героев присутствует, но механизм её не показан, всё скрыто за вышеперечисленным фейерверком событий. С чего вдруг повеса и волк-одиночка заделались лидерами мутантов? Да просто потому, что они должны были таковыми стать к таймлайну Х-1, и неважно, что до него ещё 40 лет: надо всё развитие уместить в несколько недель от силы. Взаимоотношения тоже толком не показаны: всё сводится к болтовне типа:
– Мы всем поможем – Нет, люди плохие, они нам не дадут;
– Эрик, ты внутри хороший, сам посмотри – Э-э-э, что это такое было?;
– Эрик, не убивай Шоу, а то мира не будет – Да не очень-то и хотелось.
В общем, как следует прописать "начало прекрасной дружбы" сценаристы не смогли. Почему вынужденные союзники вдруг разом стали не разлей вода? С чего бы Эрик, присоединившийся к Чарлзу лишь потому, что ему понадобились соратники для борьбы с Шоу, на следующее утро вдруг непринуждённо заявляет "Мы с Чарлзом", как будто они сто лет знакомы? Тут, правда, косяк ещё в том, что из их разговора накануне вырезали прекрасную реплику Чарлза, где он просит Эрика помочь ему с новым зарождающимся видом. Она бы и показала обоих будущими вождями мутантов, и объяснила бы доверие: ведь здесь Чарлз обращался за помощью к равному. Но нет, ведь не может святой чярлик просить о помощи, тем более мудака (ну ладно, будущего мудака) Эрика, чярлик может только подавать милостыню. Ну да о перекосах в сторону Чарлза я могу говорить, наверное, вечно, ибо накипело. А здесь перекосов даже относительно немного, разве что Чарлз успешно выступает в роли тренера Эрика (откуда, спрашивается, у него взялся опыт обучения – а в случае с Эриком даже переучивания – зрелого человека, что куда сложнее натаскивания молодёжи?), да не менее успешно руководит боевой операцией на Кубе (он что, помимо Оксфорда, ещё и Сандхерст закончил?). В целом, соотношение получается 60/40 в пользу Чарлза, что весьма и весьма неплохо.
Но то, что не смогли сделать режиссёр и сценаристы, успешно сделали актёры. Экранный дуэт МакЭвоя и Фассбендера отменно хорош – лучащийся добротой Чарлз и кипящий холодной яростью Эрик составляют идеальную пару, несмотря на то, что им отвели не так много места для развития отношений. Да, в трилогии у Профессора и Магнето было всего по две-три совместных сцены на фильм, но мэтрам этого хватало, чтобы взглядом или интонацией показать всю глубину дружбы-вражды своих героев. Перед МакЭвоем и Фассбендером стояла более трудная задача, ведь сценарий "Первого Класса" был гораздо слабее первых двух фильмов, а за плечами у них не было многолетнего опыта игры в шекспировских драмах. В трилогии Профессор и Магнето были показаны этакими матёрыми человечищами (то есть мутантищами), которые много лет шли бок о бок, и даже оказавшись по разные стороны баррикад, сохранили уважение друг к другу – ведь эти титаны так одиноки среди своих команд, где им нет равных, и удовольствие, испытываемое ими от редких и оттого особенно ценных встреч, передаётся Стюартом и МакКелленом в полной мере. В сценарии ПК же вместо взаимного притяжения двух равновеликих личностей получились, со стороны Чарлза, его обычная гуманность и стремление помочь всем и вся, а со стороны Эрика – и вовсе банальный расчёт: он просто понимает, что в одиночку ему с Шоу не справиться. Поэтому и финальная сцена несколько выпадает из контекста – глядя на горькое расставание Чарлза и Эрика, поневоле задаёшься вопросом: когда эти невольные союзники успели так сблизиться? К счастью, МакЭвой и Фассбендер сумели повторить, а в чём-то даже и превзойти достижение предшественников, взглядами, интонациями, жестами привнеся в фильм неудавшуюся сценаристам ту экранную химию, которая одна может заставить поверить в отношения между героями, но не всегда удаётся даже самым лучшим актёрам. Им же мы обязаны и неожиданной для супергеройского кино глубине образов персонажей, их обаянию и притягательности.
На Эрике фильм сосредоточен несколько сильнее, хотя его экранное время всего на пару минут больше, чем у Чарлза. В сценарий даже вошли некоторые наработки из сольника Магнето, к величайшему сожалению, несостоявшегося: после неудачи с первым сольником самого популярного героя франшизы – Росомахи, с другими персонажами решили не рисковать. Кстати, именно под отсутствующего (о недо-камео речь пойдёт ниже) Росомаху в фильме заметно косит Эрик: кожаная куртка, хмурый взгляд исподлобья, циничная ухмылка в уголке губ и даже лёгкая небритость имеется для большего сходства. Плюс попытка уйти из команды и даже реплика один-в-один: "Мне не нужна помощь". Только не говорите, что это случайно.
Впрочем, с моим самым после Росомахи любимым персом франшизы всё в полном ажуре. Я поначалу сомневалась – не в таланте отлично показавшего себя ещё в "300" Майкла Фассбендера, – а опасалась, что перс выйдет слишком уж брутальным – на промо-фотах он иной раз каменной мордой в огромном шлеме походил скорее на Джаггернаута, – но всё обошлось. Молодой Эрик так же элегантен, изящен и ироничен, как герой сэра Йена МакКеллена – мэтру нашлась достойная смена. Леншерр всё тот же (или уже тот же) мизантроп, стратег и логик, холодный и расчётливый, как металл, которым он повелевает, – а какие страсти кипят под этой сдержанностью, можно только гадать. В отличие от прочих героев фильма, которые либо чёрные, либо белые, либо просто никакие, мы видим как светлые, так и тёмные стороны личности Эрика. Понятно, почему профессор в первом фильме трилогии так упорно искал надежду – надежду на то, что в Эрике ещё есть добро.
Не могу не признать, что игра Фассбендера была великолепна: это как раз тот случай, когда актёр буквально живёт ролью. Достаточно сравнить, например, интервью с Фассбендером и кадры из фильма – на них как будто два разных человека: спокойное, улыбчивое, гладкое лицо актёра и напряжённое, угловатое, с каменными скулами и челюстью лицо персонажа – лицо человека, не умеющего улыбаться. По-настоящему улыбаться, а не скалиться, Эрик учится только в середине фильма – но этот жуткий акулий оскал, породивший множество мемов, тоже был прекрасен.
Демонстрация способностей мастера магнетизма тоже была на ура, как по части размаха, так и оригинальности. Полёт подлодки и налёт на дачу генерала
Джеймс МакЭвой, который тогда был не перебравшим тестостерона качком с бычьей шеей, а трогательным спаниелькой с умными грустными глазами, идеально подходил на роли интеллигентов. Лучшего молодого Ксавьера найти было трудно – тем более что он весьма талантливый актёр и сумел выжать из роли максимум возможного, ведь характер Чарлза, в отличие от Эрика, прописан в сценарии довольно однобоко. Обещанной неоднозначности там попросту нет. Да, юный Чарлз умеет пожить в своё удовольствие – но, ведь и глядя в чуточку лукавые глаза героя Патрика Стюарта, понимаешь, что он не всегда был старым лысым философом в инвалидном кресле. Собственно, вся бурная молодость Ксавьера свелась к знакомству с девушкой и выпивке по поводу получения докторской степени – ну и что тут такого?
Развития герой МакЭвоя тоже не имеет. Чарлз с самого детства (манифестацию способностей нам не показали) уже был таким же добрым, заботливым и мудрым, каким предстал перед зрителем в трилогии, – а его ошибки в отношениях с Эриком и Рейвен всего лишь результат неопытности.
Возможно, конечно, что для переживаний Ксавьера просто не нашлось места в и так перегруженном сценарии, но маленький старичок Чарлз не слишком-то отличается от себя взрослого или пожилого. Но учитель у МакЭвоя получился очень обаятельным – я слишком давно закончила учиться, чтобы сожалеть, что мне не досталось таких учителей, но при взгляде на него ощущалось некое уютное тепло.
Некоторые упоминания на то, что жизнь Чарлза была не такой уж безоблачной, в фильме есть: на равнодушие матери он намекает в самой первой своей сцене, позже Рейвен говорит, что «смягчала для него эти тяжёлые условия». Но нужно слишком внимательно вглядываться, чтобы увидеть в золотом мальчике, родившемся с серебряной ложкой во рту, несчастного одинокого человека – видимо, эту пустоту он и пытался заполнить алкоголем и случайными связями. Неудивительно, что большинство фикрайтеров и не видят – но не буду о св.чярлике.
Видимо, дефицит любви в детстве и усугубил его комплекс наседки, это потом уж Чарлз сумел направить его в нужное русло, заботясь о тех мутантах, которые действительно в этом нуждались. Обстоятельства на самом деле не формируют характер, они только заостряют имеющиеся черты. Чарлзу в этом плане не повезло: он оказался именно в таких обстоятельствах, которые развили его склонность к "наседочности". Расти он в любящей семье, не стал бы так привязывать к себе Рейвен, быть может, даже рассказал родителям правду о её и своей мутации, и было бы у них нормальное (ну, почти) детство; но чего не было, того не было. (Собсно, с Эриком получилось так же: обстоятельства усугубили негативные стороны его характера, превратили лидерские данные в авторитарность, склонность к радикальным решениям – в замашки террориста. Не пройти он Холокост, был бы, наверное, радикальным правозащитником вроде Малькольма Икс, с которого и был списан; но чего не было, того не было).
PS А ведь это Ксавьер, а вовсе не Шоу, "создал" Магнето. (Шоу лишь раскрыл дар Эрика, возможно, научил им управлять, но на мировоззрение своего подопытного не повлиял). Создал, пытаясь победить сжигающую Эрика ненависть, и не понимая, что она побеждается только любовью. Вместо того чтобы идти дальше, вытаскивать похороненные в глубинах памяти Леншерра светлые воспоминания, пока они не перевесили бы тёмные, Чарлз ограничился тем, что научил его уравновешивать умиротворение и ярость, и то лишь ради лучшего использования способностей. Ненависть – живое чувство, ненавидящий Эрик ещё мог плакать, вспоминая, как мать зажигает свечи; тогда как та самая точка между яростью и умиротворением – мёртвое пространство, где нет никаких чувств, и, научившись достигать её, Эрик превратился в бесстрастного и безжалостного Магнето.
Остальные персонажи ленты получились гораздо хуже, иной раз ощущения от просмотра доходили до классического "мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус". Но о них по порядку.
Главными разочарованиями стали:
1. Зверь.
Третий мой любимый – после Росомахи и Магнето – герой франшизы. Персонаж Келси Грэммера с его царственной осанкой, роскошной гривой и скульптурными чертами лица – так рисуют вождей и библейских пророков – был прекрасен, а глубокий сочный цвет индиго придавал его облику особенный шарм. После этого величественного льва драный помойный кошак, извалявшийся в дешёвой краске, не вызывал ничего, кроме желания плюнуть в экран, а ещё лучше в гримёра. К счастью, мутировал он перед самым концом фильма, но и в человеческом обличье смотреть было не на что. Право, жаль, что Тейлор Лотнер отказался – он, по крайней мере, красивее Николаса Холта, да и зрителей бы привлёк куда больше. Да, он бездарен, и крах его карьеры заслужен и закономерен, но на примитивного героя сабжа Лотнера хватило бы, а уж на ничтожество из ДМБ, Апока и Феникса – и подавно. Расходовать на такое талантливого Холта явно не стоило.
Некоторые задатки будущего Зверя, впрочем, были: хватило же, например, у Хэнка смелости пригласить на свидание только что встреченную Рейвен. И легко можно было бы объяснить застенчивость Хэнка комплексом неполноценности из-за мутации и нередкими у вундеркиндов проблемами социализации – но его сделали стандартным ботаном. А вся роль свелась к переживаниям по поводу косметического недостатка своей мутации, и совершенно непонятно, к чему был разговор с Чарлзом о зверином начале и его контроле – Хэнк в фильме горевал вовсе не потому, что может утратить человеческий облик (и не особо-то расстроился, когда это случилось), а исключительно потому, что ноги кривые и волосатые. Вообще контроль над звериным началом – это проблема Росомахи, а уж никак не Зверя, у того совсем другая трагедия: на лицо ужасный, добрый внутри, со всеми вытекающими из этого противоречия последствиями. Сценаристы же зачем-то присочинили ему приступ озверения – о, как я надеялась, что в этот момент Эрик хорошенько приласкает траченное молью чучело каким-нибудь тяжёлым металлическим предметом, но увы (((
2. Рейвен (не буду называть её Мистикой).
Она получилась попросту жалкой – во всех отношениях. Увы, сценаристы, как и в случае со Зверем, желая потрафить комплексующим из-за внешности подросткам, заставили Рейвен переживать не из-за самой мутации, а из-за её внешних проявлений, чем она всё экранное время и занята. Сравнение её с тигром просто нелепо – понятно, что сценаристы пытались провести параллель с трилогией, где Мистика действительно была великолепной хищницей, неукротимой и гордой, но в "ПК" она просто несчастненькая болонка, готовая преданно смотреть в глаза и лизать руки любому, кто приласкает, и представить себе, что эта собачонка когда-нибудь станет тигрицей, я не могу – роковые женщины из таких бесхарактерных соплюшек не получаются. А сменил эту закомплексованность один из худших образцов экранного пафоса – "Я мутант и этим горжусь" – хрен редьки не слаще.
В общем-то, зависимость Рейвен от Чарлза понятна: беспризорница с «альтернативной внешностью», которую пытались убить собственная семья, для которой предложение Чарлза стало настоящим чудом, конечно, прикипела к новообретённому брату. Понятно и её нежелание самостоятельности, которой она уже хлебнула по горло, не говоря уж о том, как непросто решиться оставить единственного человека, принимающего её такой, какая есть. (Да даже и уйдя от Чарлза, Рейвен не обретает самостоятельность, а просто перебирается под крылышко к новому покровителю Эрику, как до того пыталась прилепиться к Хэнку, но Эрик, ясно дело, оказался привлекательнее. По-настоящему независимой она становится только в ДМБ, когда Эрика посадили, а Азазеля убили: тут уж пришлось волей-неволей взрослеть).
Другое дело, что этой зависимости Чарлз изрядно поспособствовал сам. Я, конечно, понимаю и не осуждаю Чарлза: вдвойне одинокий – из-за мутации и из-за равнодушия матери – недолюбленный ребёнок изо всех сил вцепился в новообретённую сестрёнку и не смог вовремя отдалиться, оттого что не понял, что девочка выросла. Беда в том, что не понял он этого потому, что не хотел понимать: Рейвен так и осталась его единственным близким человеком, о чём она сама напоминает: «Я твой единственный друг» – и тут очень показателен горько-ироничный ответ Чарлза «Я тебе благодарен». Вот и вышло, что Чарлз поневоле культивировал её комплекс неполноценности и инфантильность. Недолюбленным детям свойственно, вырастая, душить собственных гиперопекой (а Чарлз относится к Рейвен именно как к ребёнку, потому его так и шокируют её приставания). Причем, гиперопека нередко выражается чисто в удовлетворении утилитарных потребностей – чтоб был сыт, одет, здоров и хорошо учился (в нашем случае – умела управлять способностями) – и чего ж ещё надо? Внутренним миром детей такие родители не интересуются, как в свое время родители не интересовались их собственным. А потом получился замкнутый круг: инфантильная, необразованная, ничем не интересующаяся ("Твой диссер меня сразу вырубает") Рейвен стала неинтересна Чарлзу. Им ведь даже поговорить не о чем – таких душевных разговоров или жарких споров, как с Эриком, никак не получится. Вот и вышло, что когда у Чарлза появился настоящий друг и ученики, он совсем перестал заниматься Рейвен – у неё же формально всё в порядке.
А у Рейвен ничего нет, и она от неудовлетворённости донимает брата. Тот сначала искренне недоумевает: "Что на тебя нашло?" А в сцене после мутантской вечеринки он ведёт себя вовсе некрасиво, когда презрительно бросает Рейвен в лицо "Я ждал от тебя большего", как пощёчину даёт. Глупо, конечно, когда взрослая тётка устраивает погром с тинейджерами, но чего Чарлз ждал от той, кого столько лет держал за ребёнка? (3) Ну да это типичное поведение подобных родителей, которые сперва балуют детей, а потом возмущаются их избалованностью.
Потом Чарлзу становится не до сестры, пока он, увидев её голой на кухне, не сообразил наконец, что его маленькая девочка давно выросла. Но и тогда он по-прежнему не хочет вникать в её чувства – переживания Рейвен из-за внешности для него всего лишь "косметические проблемы", как будто речь идёт о каких-нибудь прыщах. И тут симпатия сценариста явно на стороне Рейвен: "Наверное, домашние питомцы всегда милее, пока маленькие". Замечательная фраза, лучшая во всей франшизе. Только на пляже Чарлз, кажется, начинает что-то понимать, просит у Рейвен прощения и отпускает её. (Или вешает на шею Эрику, это как посмотреть).
Хуже характера Рейвен была только её внешность. Всякий раз при просмотре я горько жалела о первоначальной кандидатуре – лихой фигуристой красотке Эмбер Хёрд, которая и внешне куда больше похожа на Ребекку Ромейн-Стамос; её сексапильная забияка (кстати, дерётся актриса, находящаяся в отличной форме, самостоятельно) с говорящим именем Пайпер из «Сумасшедшей езды» – настоящая молодая Мистика. Специалиста по кастингу, который придумал заменить её толстомордой и косолапой Дженнифер Лоуренс, следовало бы уволить с волчьим билетом. Глядя на неё, так и хочется воскликнуть вместе с героиней «Служебного романа»: «Вот как вы ходите? Вся отклячится, в узел завяжется, скукожится, как старый, рваный башмак и чешет на работу, как будто сваи вколачивает». До безупречной пластики модели Ромейн-Стамос, когда одно движение плавно перетекает в другое, неуклюжей Лоуренс как до Китая раком.
Вдобавок Вон зачем-то подал наготу Рейвен как непристойную – один из самых нелепых сюжетных ходов фильма. (Хотя голую Лоуренс прикрыть действительно хочется
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
PS Зато маленькая Рейвен – Морган Лили – просто очаровашка, и очень жаль, что её было так мало.
3. Эмма Фрост.
Роль Белой Королевы сложна уже потому, что от исполнительницы потребуется ледяная недоступность и вызывающая сексуальность одновременно, а сыграть такое почти невозможно: всё должно быть природным. У блёкловатой и невыразительной Дженьюэри Джонс ни того, ни другого нет: типовая блондинка с носиком-картошкой, напрочь лишённая какой-либо харизмы. Может быть, я была слишком избалована образами Эммы из фильма и мультов? Строгая училка из аниме «Люди Икс», с убранными в аккуратную «улитку» волосами и блузке с высоким воротничком, но откровенными вырезами – очень нестандартное решение образа (а после вступления в команду Икс-менов она превратилась в шаблонную супергероиню, а её обычные плащ и лиф оказались совсем не к лицу). Коварная интриганка из «Росомахи и Люди Икс», с макияжем в светло-голубых тонах и в неожиданно дерзком для мультика лифе, подчеркивающем роскошный бюст – её холодная, какая-то прозрачная красота напоминала Снежную Королеву; а ещё Эмма там была обрисована неоднозначно совсем не по-мультяшному; а ещё она так красиво погибала в финале… ну да речь сейчас не об этом мульте. Наконец, впервые я увидела её нимфеткой в «Люди Икс: Начало. Росомаха»: ещё по-детски угловатая и худенькая, но обещающая стать настоящей красавицей Тахина Тоцци, такая аппетитная в простой белой маечке – ей бы Лолиту играть, право слово. Кстати, алмазная кожа под этой маечкой смотрелась очень сексуально, в отличие от сплошного превращения Эммы в ПК, а те мелкие алмазики были куда красивее крупных граней, больше похожих на стекляшки – не зря кто-то сравнил помощницу Шоу с дешёвой ёлочной игрушкой.
Характером Эмма тоже слаба – правая рука претендента на мировое господство совершенно беспомощна без своего хозяина: на первом же самостоятельном задании она легко позволяет взять себя в плен, а потом отсиживается в камере, дожидаясь развязки событий. Она явно предпочитает, чтобы кто-то принимал за неё все решения, иначе как объяснить, что Эмма слепо подчиняется Шоу, даже покорно прислуживает ему, как в сцене со льдом для виски. Какое-то странное у сценаристов представление о подруге мегазлодея: то карманная собачка Рейвен, то девочка на побегушках Эмма.
Последний гвоздь в крышку гроба забили гримеры и костюмеры. Джонс всё же достаточно хороша для того, чтобы умелый макияж сделал её красивой, но… Полкило туши и подводки делают еще меньше и без того не слишком-то большие глаза, плохо наложенная помада (о карандаше для губ, похоже, вообще забыли) совершенно не подчёркивает губы. А костюм, должно быть, прислали из России в комплекте со шлемом Шоу: точно такие бесформенные лифчики (который, кстати, был размера на три больше, чем нужно) выпускала советская промышленность. Оттуда же и серьги Эммы, очень похожие на подвески от люстры «Каскад», весьма популярной в СССР, правда, несколько позже. Вместо юбки – какая-то криво сидящая портянка, уродливость которой подчёркивали ботфорты на подтяжках. Повседневный белый брючный костюм был поприличнее, но элегантности ему явно недоставало, и он заметно портил фигуру, утяжеляя бёдра.
4. Команда Икс-менов.
О молодых мутантах сказать особенно нечего, и дело тут не в том, что сценарист зачем-то выбрал таких невыразительных героев, как жаловались иные поклонники комиксов – неинтересных героев не бывает, бывают только плохие писатели. При определённом таланте можно было бы и образы этих салажат сделать интересными и глубокими, но создателей фильма на них уже не хватило – всё-таки при таком количестве персонажей сделать это непросто. В общем, как их роли в сценарии, так и игра оказались на уровне молодёжного сериала. (Справедливости ради надо сказать, что сценаристов трилогии тоже не хватило на то, чтобы полноценно прописать образы членов команды – Циклопа, Джин и Грозы, но там-то и актёры, и режиссура, и сценарий были не в пример сильнее).
Алекс Саммерс, пожалуй, разочаровал внешне – этого героя я знала по сериалу «Люди Икс. Эволюция», где он был симпатичным загорелым блондином; Лукас Тилл мне красивым не кажется, да ещё его снимали в таких ракурсах, что выглядел он просто дебилом. О Баньши я слышала только мельком, и он как был для меня никем, так никем и остался.
Некоторое приятное ощущение доставил Дарвин – я опасалась, что перс этот со своей приспособляемостью окажется слишком марти-сьюшным. Однако расправились с ним в два счёта, и никакая способность к выживанию не помогла. Да и парнишка был обаятельный, с выразительными глазами, и очень старался взглядом играть; к сожалению, Вон не тот режиссёр, который мог бы ему в этом помочь.
Теперь рассмотрим ось зла.
С ней дело, как часто бывает, обстоит гораздо лучше – зло притягательно, как всё запретное, а создать неоднозначный образ злодея проще. В ПК, правда, все злодеи нарисованы одной чёрной краской, так что пришлось выезжать на одном обаянии. Они и выехали, за исключением Эммы Фрост. Зато остальные злодеи радовали глаз, как только появлялись на экране.
Итак, по порядку:
Себастьян Шоу.
Глава оси зла в исполнении Кевина Бейкона – самой крупной на тот момент звезды фильма – отличный образец харизматичного злодея, элегантный и насмешливый, ухитряющийся не выглядеть глупо, даже произнося пафосные речи, оттого что произносит их не на полном серьёзе. Однако, привыкнув к злодеям с человеческим лицом, я не была сильно им впечатлена. Собственно, по-настоящему хорош Шоу-Шмидт, весь лучащийся садистским любопытством беспринципного учёного, был только в сцене в концлагере.
Команда подобралась под стать лидеру. Да, экранного времени на злодеев не хватило, но, с другой стороны, это придало им загадочности. То, что у Азазеля было всего несколько технических реплик, а Риптайд вообще молчал – это скорее плюс: всё равно ничего стоящего сценаристы им бы не придумали. А в остальном оба радовали глаз одним своим появлением на экране. Особенно хорош был шикарный чёртушка Азазель – стеклянный взгляд бледно-голубых глаз на красной, испещренной шрамами физиономии был по-настоящему демоническим. Подчёркивал инфернальность героя и строгий чёрный костюм, а красный – в цвет кожи – платок в кармане был очень оригинальной деталью. Ну а махался мечами бесёныш отменно, жаль, что бескровно. Красив был и роскошный пышногривый красавец Риптайд в пижонских костюмах (гривастые смуглянцы вообще моя слабость).
Отдельным украшением команды стала Ангел. На промо-фотах и роликах она получилась очень неудачно, как внешне, так и в отношении способностей: крылья выглядели совсем кукольно, однако на экране мутантка-инсектоид оказалась гораздо лучше, что стало приятным сюрпризом. Смотреть на красавицу Зои Кравиц само по себе было удовольствие, особенно учитывая, что с экзотическими красотками восточного типа в приключенческом кино тогда была напряжёнка – чего стоили хотя бы посредственная Рэйчел Николс в новом «Конане» или совсем уж серенькая Джемма Артертон в «Принце Персии». (Впрочем, напряжёнка с восточными красотками и сейчас никуда не делась: достаточно посмотреть игровую версию «Аладдина».) Радужные крылья стрекозки (кстати, почему бы не назвать героиню Стрекозой – такое прозвище отлично подошло бы к обеим её мутациям) (4) красиво разворачивались из татуировок – отличная задумка! – и полёты были сняты во всех отношениях на высоте: девушка в воздухе смотрелась так, словно родилась с крыльями.
Отдельно стоит упомянуть камео Росомахи, которое иначе как издевательством я назвать не могу.
Ну неужели нельзя было написать полноценное камео, раз уж решили ввести перса в сценарий?! Ведь отвели же по целому эпизоду на вербовку каждого мутанта, причем с демонстрацией способностей. Почему нельзя было снять, например: Чарлз и Эрик следуют за Логаном, идущим по закоулкам, навстречу ему группа отморозков с битами, монтировками, велосипедными цепями; Эрик магнетизмом поднимает какую-нибудь железку, Чарлз: "Он сам разберётся, их всего-то пять/семь/десять"; Логан размазывает напавших по стенам, замечает Эрика и Чарлза, подходит к ним, на ходу заживляя раны; следует обмен колкими фразами, типа – Чарлз, пафосно: "Миру грозит ядерная война!", Логан: "Мне не грозит", а в конце пусть будет "Go fuck yourself!" – это как раз в духе Логана, но этого же мало!
Могли бы попросить меня – я бы написала нужный эпизод для сценария
![:yes:](http://static.diary.ru/picture/1336.gif)
И в заключение несколько слов о людях, с которыми создатели фильма обошлись, надо сказать, бесчеловечно. Мойра МакТаггерт – единственный сочувствующий мутантам человек – выполняла роль мебели, и её отношения с Чарлзом практически не были прописаны, как и характер: почему, например, она, в отличие от всех остальных, не испытывает страха и ненависти к мутантам? Жаль, Роуз Бирн мне нравится – на лицо симпатичная, и хорошая актриса, но в фильме ей почти нечего было делать.
Достойных противников среди людей, как в дилогии Сингера, на этот раз не нашлось. Представители как американских, так и русских силовых структур – сплошь тупая военщина с ядерными боеголовками вместо голов, из которой уж не знаю в какую сторону выделяется придурковатый безымянный персонаж Оливера Платта. Некоторое исключение составили только капитаны русского и американского флагманов, но если преступность приказов открыть огонь друг по другу они осознают сполна, то по мутантам (один из которых только что поднял атомную подлодку) они стреляют, совершенно не задумываясь.
И, наконец, технические характеристики.
Спецэффекты вышли достойно, особенно хорош был «воздушный бой» Ангел и Баньши: их полёты были лихими и захватывающими. Бойкий мажорный саундтрек Генри Джекмана был как раз в стиле Вона, с которым композитор отлично сработался: музыку к обоим «Пипцам» и «Кингсманам» написал также он. Особенно выдающихся композиций, впрочем, не было, запоминается разве что простая, в несколько аккордов, но завораживающая мрачным ритмом тема Магнето.
О костюмах хочется рассказать подробнее.
Самыми удачными оказались боевые костюмы Икс-менов: здесь типичное для фильма желание угодить и нашим, и вашим, и вон тому мимокрокодилу было воплощено с поистине ювелирным изяществом. Покроем и фактурой они напоминают практичные костюмы из трилогии, но, в отличие от них, цветные: здесь Люди Икс ещё заодно с людьми, им не нужно скрываться. Расцветка одновременно отсылает и к оригинальным комиксным костюмам, и решена в красочном стиле начала 60-х годов. И в то же время тона их не кричащие – а ведь каким вырвиглазно-попугайским могло быть сочетание жёлтого и синего! – а слегка приглушённые. Каждый костюм выполнен индивидуально, в соответствии со способностями персонажа.
А вот повседневные костюмы героев исторически недостоверны. Наряд среднего американца в 1962 соответствовал его социальной роли: мужчины-добытчика и женщины-хозяйки. Мужской костюм тех лет ¬– классический деловой, галстук обязателен, а вот шляпа – уже нет. Женский костюм стремился к хрупкости и кукольности: яркие разноцветные платья с широкими пышными юбками примерно по колено, сильно приталенные. Дополняли этот образ «степфордской жены» обильный яркий макияж, тщательно уложенные при помощи фиксаторов завитки и крупные украшения – прямо с утра.
Но именно 60-е годы ознаменовались переменами в обществе, следом раскрепостилась и одежда: мужчины начали снимать галстуки и деловые костюмы, женщины надели мини-юбки и свободно распустили волосы. Именно такой стиль конца 60-х – начала 70-х годов мы и видим в фильме; кожаная куртка и белые брюки Эрика в сцене у мемориала Линкольна заимствованы из какого-то фильма в жанре неонуара. Но если европеец Эрик и долго проживший в Европе Чарлз могли и не следовать консервативной американской моде, то для остальных героев это объяснение не работает. То же самое и с художественной выразительностью костюмов – вещи Чарлза и Эрика прекрасно подчёркивают характеры: кардиганы Чарлза добавляют его образу теплоты и «уютности», а тёмные водолазки Эрика показывают его мрачность и замкнутость. А фиолетовый платок в нагрудном кармане в сцене допроса банкира и фиолетовая водолазка позднее – отсылка к комиксному костюму Магнето. А вот остальные костюмы совершенно невыразительные и незапоминающиеся.
Говорить об исторической достоверности комикс-муви не стоит, но одно упущение всё же хочется отметить. Изначально в команде Чарлза двое цветных, однако в сегрегированном штате Вирджиния это почему-то никого не беспокоит. Хотя проявления расизма были бы как никогда уместны в фильме о Людях Икс, которые как раз и символизируют разные меньшинства.
На выходе имеем перегруженный и сумбурный, порядком легковесный – в отличие от серьёзной сингеровской дилогии и претендующей на оную «Последней Битвы» сабж явно шёл дорогой марвеловской чистой развлекательности – но яркий, динамичный и свежий фильм с великолепным дуэтом протагонистов. И, как и перемены в обществе в 60-х годах, фильм давал надежду, что впереди нас ждёт нечто новое и лучшее – в этом плане время действия было очень символично. Да, из истории мы знаем, что общество просрало все полимеры и кончится всё застоем 70-х и оголтелым культом потребления 80-х; и как же символично, что такими же оказались и изображающие эти эпохи следующие фильмы франшизы – топчущиеся по старым граблям ДМБ и бездарный бессмысленный Апок. И мы уже знаем, что Фокс просрала не только икс-меновскую франшизу, но и себя самоё, а марвелодисней, погрязший в карамельной семейности и политкорректном угодничестве, едва ли обещает годный перезапуск, но…
…но надежда умирает последней.
1. Это уж Сингер впоследствии решил, что Первый Класс будет приквелом.
2. А когда Ксавьер потерял способность ходить, теперь точно не знает, наверное, уже никто.
3. Впрочем, за ребёнка её держали и сценаристы: по титрам ей 28 лет, что соответствует и сюжету, но считалась Рейвен девчонкой лет 18-20, что впоследствии подтвердили и в Апоке. Что неудивительно, если авторы фильма не знали даже, сколько лет Чарлзу и Эрику: в допах утверждалось, что они задумывались примерно 25-летними. Одно несомненно: авторы не умеют считать даже до 30 – согласно титрам, Чарлзу в 1944-м 12 лет, а в 1962-м – 24 года.
4. Стрекоза по-английски dragonfly
Вопрос: Как вам этот фильм?
1. Смотрел, шедевр! | 4 | (8.33%) | |
2. Смотрел, очень понравилось. | 19 | (39.58%) | |
3. Cмотрел, неплохо. | 8 | (16.67%) | |
4. Смотрел, просто смотрел. | 8 | (16.67%) | |
5. Смотрел, не понравилось. | 0 | (0%) | |
6. Смотрел, плевался! | 1 | (2.08%) | |
7. Не смотрел и не буду. | 4 | (8.33%) | |
8. Не смотрел, но посмотрю. | 3 | (6.25%) | |
9. Печеньку? | 1 | (2.08%) | |
Всего: | 48 |
@темы: кино, обзор, фантастика
Рада, что понравилось
Упс, забыла голосовалку
Ну, мульт — это одно, там Зверь съезжал с катушек, пока мутировал. А вот представить, чтобы Хэнк из Последней битвы на кого-то на ровном месте кинулся, невозможно.
Я как-то в фильмам Марвел в плане характеров, взаимосвязей сюжетов отношусь проще, давно понятно, что каждый фильм снимают как получится 😄 в большинстве своём вообще мало связаны друг с другом. Первых Людей х так вообще можно в кучу не складывать, дальше альтернативная ветка идёт. Хотя в комиксах творится тоже самое.
Там ещё и грим у Хэнка жуткий
Нестыковки в Икс-менах — это, походу, их фишка, но хотя бы характеры можно было выдерживать...
Я не возлагаю больших надежд на Диснея — как бы связность не оказалась единственным достоинством...
Паучок — да, но была ещё и Капитанша...
Я тоже не смотрела, из-за мискаста. Когда-то Марвел не боялась приглашать талантливых ноунеймов — того же Холланда. Да сама франшиза началась с того, что вытащили из помойки Дауни-младшего. А теперь тащат то модных актёров, ладно Камбербетч был хорош, то оскароносное мискастище Ларсон. К тому же растёт имбовость персонажей и политкорректщина. В общем, новые проекты меня почти не интересуют, кроме пары сериалов по Мстюнам.