понедельник, 13 марта 2017
Название: Дом, в котором...
Тип: книга (Россия)
Автор: Мариам Петросян
Кол-во томов: 1
Жанр: фантастика, драма, философия
Год выхода: 2009

Тому, кто беззаветно влюблён в эту книгу, дальше лучше не читать.
читать дальшеПервое впечатление - я наконец вышла из болота.
Эта книга затягивает, ноги вязнут, с трудом их передвигаешь. Но когда оторвёшься, сложно бывает загнать себя обратно, потому что нелегко себя уговорить прыгнуть вновь в трясину поглубже.
Многие говорят, что дом может принять или не принять. А что делать, если мне всё равно, примет он меня или нет? Я его не принимаю. Более тяжкого, мерзкого и гнетущего места, чем этот дом, я давно не видела.
Он обладает своей волей, без сомнения. И воля эта недобрая. Он разобщает, обманывает, играет на слабостях и потихоньку захватывает, делая своей частью, отнимая человеческое.
Некоторые - уже его часть. Неотрывная. Что будет, если раму вынуть из окна и положить где-то? В доме будет дыра, а рама станет ненужным мусором. Вот они так себя чувствуют, выпускники.
Потому каждый цельный человек там воспринимается в штыки. Потому что Курильщик протягивает себя на ладони, а не прячется за изнаночный мир. Потому что Чёрный мечтает о жизни вне дома, пусть мечты эти - мечты о своей собаке. Они потом выливаются в нечто большее. А четвёртая меня знатно раздражала. Особенно в сценке всеобщего осмеяния этой несчастной собаки. Не терплю, когда шакалят. От страха или нет. Не терплю, когда человеку выламывают крылья, как Македонскому, и заставляют носить маску, только чтобы не косились состайники. И потом прощают, как будто извинять следует его только.
Нельзя всё сваливать на дом. И нельзя забывать о нём. Он травит страхом перед наружностью. Но ведь есть Мир. Человеку он нужен, человек не может быть частью дома. Но не здесь.
Странно, что многие считают финал счастливым. Что там счастливого. Убежать из реальности в изнанку, которая вся - компьютерный квест? Где ты один. Можно было такой же квест устроить себе в реальности. Но в реальности будет новая секта, потому что дом - не здание, это в головах.
Страх в нём растёт. Сперва смерть - способ сбежать, потом - отомстить за то, что отрывают от дома. А дальше? Дальше дом предложит свою реальность, взамен существующей. Но что это за реальность? Кормящая комплексы, дающая более-менее простые решения, и отдаляющая одних от других. Там семей не видно, там сталкиваются и расходятся. А в реальности - вечный сон.
Что касается языка - не очень. Под конец однообразие стилистики, конструкций, лексики приелось и стало скучно. А в начале сливались отрывки от первого лица, там, где явных маркеров не давалось, поэтому очень верное решение - писать перед главой, от чьего она лица.
Образно? Да. Но немножко слишком просто в некоторых моментах, резковатые переходы, щелчки, дёргания. То туман, то какие-то внезапные прозрения, подающиеся в лоб. В результате ощущение вечной Большой Игры.
Местами я развлекалась, выискивая маркеры времени и пространства, отсутствие которых - одна из фишек книги. Удалось примерное время действия определить, недалеко от современности, раз известен Дарт Вейдер. Да и с местом всё больше у меня отсылок к западу, начиная от системы обслуживания в библиотеке и заканчивая установлением личности по водительским правам за неподлинностью документов. Но это уже моя игра.
А про дом, пожалуй, всё.
Вопрос: Как вам эта книга?
1. Шедевр! |
|
59 |
(20.42%) |
2. Очень понравилась |
|
62 |
(21.45%) |
3. Неплохо |
|
29 |
(10.03%) |
4. Просто читал |
|
19 |
(6.57%) |
5. Не понравилось |
|
30 |
(10.38%) |
6. Плевался |
|
26 |
(9%) |
7. Не читал |
|
55 |
(19.03%) |
8. Почитаю |
|
9 |
(3.11%) |
|
|
|
Всего: |
289 |
@темы:
книга,
рецензия,
драма,
фантастика
Перечитала этот момент.
Как было принято это решение?
Какое именно и кем?
Про Волка вас не очень поняла.
Нет, мне это видится несколько иначе.
Македонского всегда засталяли быть кем-то. До дома выбор делали за него другие. Сфинкс же ему, по сути, сказал: совсем не быть ты не можешь (а Македонскому очень хотелось), будь хоть кем-то. И дальше Македонский уже сам нашел свой способ быть.
Отношения с Волком это отношения между двумя людьми, а не между всей четвёртой/Домом и Македонским. Но вопрос про эти отношения я всё равно не поняла)))) Македонский с Волком взаимодействовали, да, и что?)))
Больше всего меня смутило, что вся мрачность и негатив этого места вовсе не демонстрируются как эдакий правдоподобный и печальный элемент реального мира. Если бы суть книги была в этом - то в ней вообще не было бы элементов мистики и междустрочного оправдывания поступков домовцев. Напротив, весь этот культ Дома и местный порядок жизни представлены как нечто само собой разумеющееся и правильное. Не зря книга породила огромный фандом, в котором люди поддерживают этот культ, сбиваются в стаи, мечтают жить в Доме, где можно найти реальное оправдание ежедневному эскапизму.
Именно восприятие Дома как чего-то хорошего, правильного, сказочного, как места для тех, особенных, кто знает и понимает - вот что лично у меня вызывает недоумение.