Название: Taifuu no Noruda / 台風のノルダ / Typhoon Noruda Тип: короткометражный фильм, 30 мин Жанр: приключения, фантастика Год выхода: 2015 Режиссёр: Арай Ёдзиро Студия: Studio Colorido
Я давно слежу за работами Studio Colorido — молодой, но многообещающей студии, и рада сообщить, что непреодолимый ранее барьер в 20 минут пройден! Последний фильм студии длится целых полчаса, и это большой шаг, так как до этого самый длинный "метр" равнялся 18-ти минутам. Еще пяток пара лет ожидания и, возможно, студия выдаст целую полнометражку.
Это сценарный и режиссерский дебют Арая Ёдзиро, который до этого работал аниматором и ассистентом в Studio Ghibli. Дизайн персонажей создал Исида Хироясу - еще один молодой талант, подобранный студией, а сэйю — сплошь начинающие актеры, по возрасту близкие к своим персонажам. К тому же студия Colorido работает исключительно с цэл-шейдингом и новыми цифровыми техниками создания анимации. Опытен и умудрен годами здесь разве что композитор — Хамаудзу Масаси, известный своими композициями для франшизы Final Fantasy. Словом, этот фильм — практически полностью творение "нового поколения" создателей аниме, людей, которые когда-нибудь в будущем могут стать новыми мэтрами анимации и новыми звездами-сэйю. А могут и не стать, точно скажет только время, но это не мешает посмотреть на плод их последних трудов.
Итак, история переносит нас на неизвестный маленький японский островок(это не настоящая локация, но при её создании вдохновлялись реальным островом Эносима), в школу, которая готовится к фестивалю. А конкретно в самую середину драки между двумя друзьями — Сюити и Кэнтой.
Никто не знает, почему два прежде неразлучных приятеля вдруг перестали разговаривать. Возможно, точного ответа не знают даже сами друзья. Тем временем к острову приближается невиданный по силе тайфун. Вместе с ним в школе появляется таинственная девушка...
Увы, несмотря на первый абзац этого текста про "большой шаг" в удлиннении экранного времени, основная проблема этого аниме — как раз таки недостаток этого самого времени. У фильма тупо не хватило времени, чтобы нормально обозначить и развить персонажей, провести их через сюжетную арку и т.д. В итоге сюжет выглядит предельно сжатым и немного пустым — как будто это первая серия сериала, которая при этом еще и последняя. Отсюда вытекает вторая проблема: Ёдзиро Арай выбрал не ту историю для экранизации. В интервью он рассказывал, что его изначальный сценарий был намного более подробным и богатым на события, а в дополнительных материалах к DVD даже есть картинка со всеми персонажами и объяснением, что для всех учеников и преподавателей изначально были придуманы имена, характеры и собственные сюжетные линии.
Всё это было пришлось вырезать, потому что невозможно столько всего утрамбовать в каких-то полчаса хронометража. Но даже если бы это была стандартная OVA в 40 минут — было бы уже лучше. Вывод: когда каждая минута на счету, не стоит брать сюжет, созданный для полнометражки. Я не пытаюсь сказать, что нельзя уместить целую историю в 30 минут, в конце концов, у этой же студии есть шикарные работы с меньшим хронометражом. Просто этому конкретному сценарию короткий метр пошел во вред, а не на пользу.
Все эти "если бы это был полный метр", "если бы сценарию дали развернуться" — это всё игра в угадайку, но был ли сюжет достоин этого сам по себе? Завязку а-ля "ОЯШ встречает загадочную девушку" ОЧЕНЬ трудно назвать оригинальной — серьезно, проще вспомнить какое аниме НЕ начиналось с этого клише, меньше будет работы. К тому же первое появление героини "в чем мать родила" мало помогает развеять этот стереотип.
Спасительный аспект здесь в том, что вся фантастическо-мистическая часть здесь существует не для того, чтобы быть главным фокусом истории, а скорее для того, чтобы оттенить внутренний мир главных героев и помочь им преодолеть личные проблемы. Похожие темы встречаются и в работах студии Гибли, и в других отличных произведениях, и при должном исполнении получаются намного глубже и проникновеннее типичной пыщ-пыщ фантастики. К тому же это моё любимое сочетание жанров — повседневность + фэнтези/фантастика. Но всё же то, что есть в сухом остатке — лишь небольшой кусочек предположительно отличного фильма, который сам по себе не удовлетворяет аппетита. А история, показанная во время финальных титров в виде слайд-шоу, заставляет жалеть об отсутствии продолжения.
Зато в техническом аспекте здесь придраться практически не к чему. Работа сэйю здесь вполне неплоха: конечно, это не "оскароносное" исполнение, но для дебюта вполне достойное, особенно для исполнительницы главной женской роли, которой на момент съемок было всего 14 лет. Также в наличии приятный саундтрек(обожаю фортепианные композиции - здесь они есть - я купилась) плюс отличная закрывающая композиция "Arashi No Atode" в исполнении Galileo Galilei.
В визуальном плане радует почти всё: от цветовой палитры и дизайна персонажей до маленьких деталей на заднем плане. Но больше всего мне полюбилась, если можно так выразиться, "работа оператора". Тут, понятное дело, не было чувака с камерой, который снимал нарисованных персонажей, но здесь есть несколько замечательных сцен, где "камера" следует за персонажем или предметом, что добавляет аниме динамики и... кинематографичности, что ли.
Итог: не пожалела, что посмотрела этот фильм, но очень хотела бы увидеть больше. А пока продолжу в меру скромных зрительских возможностей поддерживать студию финансово и надеяться, что хронометраж работ продолжит расти, а качество не начнет падать.
Честно говоря, пока худшая работа этой студии, а видела я из их работ почти всё. Да, тут красивая графика и есть динамика, но все 20-30 минут хронометража под завязку набиты самыми избитыми, самыми надоевшими аниме-штампами. Причём создаётся впечатление, что штампы впихнуты только ради штампов, только бы хоть чем-то зацепить. Тут и школа, и таинственная полуголая девочка-инопланетянка, и романтическая линия с ней, и два верных друга в ссоре, и бейсбол, и спортивный фестиваль, и драма на пустом месте и прочее, имя им — легион. Даже диалоги на 95% состоят из самых заштампованный фраз. Серьёзно, как если бы кто-то составлял рейтинг самых повторяемых фраз, а потом сделал для них короткометражку. Можно было даже без сабов смотреть.
Короче, накрутили-навертели, а в итоге вышло "ниачом".
Короче, накрутили-навертели, а в итоге вышло "ниачом".