Желаю, чтобы все
Название: Александр/Alexander
Год: 2004
Страна: США
Жанр: исторический, драма, биография, военный
Продолжительность: 175 мин
Режиссёр: Оливер Стоун
В ролях: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Энтони Хопкинс, Джаред Лето, Розарио Доусон
многа букаф и спойлерыНе прошло и полгода, как говорится...
Писать на тему, начавшуюся без малого семнадцать лет назад и без малого семь лет назад почти закончившуюся... ну да лучше поздно, чем никогда, и более трезвому взгляду на вещи тоже способствует. Тем более, что именно этому фильму я обязана своим приходом в дайри, замечательным знакомствам и увлекательным путешествиям, так что воздать ему должное в виде отзыва определённо следует. Да и сам по себе фильм, при всех своих недостатках, всё же радовал, потому что ничего другого, кроме фильма 1956г. с Ричардом Бартоном и аниме Reign: The Conqueror об Александре мне найти не удалось. Короче, мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Александр плакал, кололся о персидские мечи, но продолжал завоёвывать Азию. А я фейспалмила, но смотрела - четыре раза в кино. Если бы с деньгами тогда не было плохо от слова вообще, сходила бы с десяток раз, наверное.
Итак, начинаю Drang nach Osten
Природа власти и люди, облечённые ею, всегда интересовали Оливера Стоуна - "Александр" не первый и не последний фильм, снятый им на подобную тему. Только на этот раз он обратил внимание не на выдающегося соотечественника, а на одну из ключевых фигур мировой истории, известную даже тем, кому об истории мало что известно. Провал попытки "замахнуться на Вильма нашего Шекспира" был, в общем-то, неудивителен: слишком сложно изобразить в художественном произведении личность такого масштаба - для этого нужен автор, который бы в искусстве значил бы столько, сколько его персонаж в истории. Оттого-то так мало удачных байопиков: слабый режиссёр снимет безвкусную иллюстрацию к учебнику истории, а у сильного выйдет авторский ООС, более или менее похожий - вернее, непохожий - на исторический прототип: сухо переписывать историю талантливому автору неинтересно. Именно последнее случилось и со стоуновским "Александром" - это был махровейший ООС, не принятый ни критиками, ни зрителями. Результатом стали провал в прокате и шесть основных номинаций на "Золотую малину" - худший фильм, худший режиссёр, худший сценарий, худшая мужская роль, худшая женская роль и худшая мужская роль второго плана. Сурово, да. Ладно хоть, что ни одна из этих "Малин" не была присуждена - по мне так заслуживал её только сценарист: актёры и режиссёр своё дело сделали хорошо. Да, их персонажи не слишком соответствовали историческим прототипам, но награды фильмам вручают не за историческую достоверность.
Можно только удивляться, почему Стоун, умеющий изображать сильных и неординарных личностей, представлял себе образ Александра, очевидно, по книгам Мэри Рено - хотя фильм не явная их экранизация, совпадение взглядов на характеры героев и их отношения налицо. Книги же - слезовыжимательные женские романы о том, как тяжела шапка Мономаха. Особенно, если она надета на гениальную голову. Герои Рено - нищастные пиздострадальцы с обнажёнными нервами, которых все умышленно либо неумышленно обижают, а если не обижают, то они сами на всех обижаются. Этих искателей повода для пострадашек мне просто хотелось пристрелить из гуманных соображений - чтоб не мучились. Я за эвтаназию, да
(У Стоуна Александра, вероятно, из этих же соображений отравили – уж больно печальные физиономии были у сподвижников, подносивших шефу яд).
Кроме Рено Стоун, видно, вдохновлялся каким-нибудь "Психоанализом для чайников" - шаблонный эдипов комплекс настойчиво тычется в лицо зрителю, а поводом для всех свершений Александра служит желание вырваться из-под опёки матери и показать ей - и отцу (а затем его тени) - "смотрите, как я могу"! Да, Александр ещё в детстве ревновал к отцовской славе и впоследствии болезненно реагировал на сравнение с Филиппом - но ведь на одних зависти и ревности далеко не уйдёшь. Уж не до Индии точно
С отношениями Александра с отцом связан один, по мне, самый непонятный и неуместный момент в фильме: в сцене убийства Филиппа Александр догадывается, что Павсаний что-то замышляет, и пытается удержать царя, но затем уступает и позволяет преступлению свершиться. Нет смысла говорить тут о виновности реального Александра: доказательств её нет; лично я почти уверена в его причастности либо осведомлённости, но представить стоуновского персонажа отцеубийцей немыслимо совершенно, и действительно, мать он обвиняет абсолютно искренне. Как одно соотносится с другим? 
Желание Стоуна не возводить грандиозный монумент великой исторической личности, а показать живого человека с его недостатками и слабостями понятно, но беда в том, что за этими слабостями совершенно не видно сильной личности. Если бы он хотел развенчать миф о величии Александра, это было бы объяснимо, но изрядная панегиричность в фильме тоже присутствует, и это неудавшееся намерение усидеть на двух стульях сразу является вторым недостатком фильма.
Также неприятно удивил неожиданный от Стоуна голливудский штамп о необходимости освобождения и просвещения "отсталых" народов Востока: само завоевание Персии, в реале кое-как прикрытое фиговым листочком мести за сожжённые храмы, подаётся как освободительная борьба греков
Призыв Александра "За свободу и славу Греции" (на тот момент уже находившейся под властью самой Македонии) можно считать самой смешной и нелепой репликой картины. Впрочем, вся речь царя перед воинами полна подобных нелепостей, о которых я расскажу подробнее в приложении "Ляпы". А уж призывы Александра к приближённым уважать более древнюю персидскую культуру - совсем уж неуместная современщина. Да, Александр действительно не разделял общепринятое тогда мнение о превосходстве греков над варварами, которого не был чужд даже его учитель Аристотель, но подобные идеи об уважении к чужому культурному наследию
могли прийти в голову только нашему современнику.
Были, впрочем, в фильме и положительные моменты. Могу только приветствовать то, что из всех истасканных за тысячелетия легенд вроде гордиева узла, "не заслоняй мне солнце" и пр. в фильме осталось только укрощение Букефала. Как и постоянное использование символов-животных: змеи, орла, льва, быка, коня, слона - в религии древних греков, с её немалыми пережитками тотемизма, животные играли заметную роль.
Отдельной - и огромной - похвалы заслуживает битва при Гавгамелах - весьма редкое в пеплумах и батальных фильмах вообще явление, когда реальное сражение воспроизводится по-настоящему подробно и точно, а не ди эрсте колонне марширт, ди цвайте колонне марширт, а куда и зачем марширт, неважно, лишь бы было зрелищно. Здесь же ход сражения воспроизведён в общих чертах верно - да, не без упрощений и ляпов, но Гавгамелы опознаются на раз, в отличие от индийской битвы, которая ни разу ни Гидасп, да, впрочем, и цели такой не ставилось. (А жаль, именно Гидасп я считаю вершиной полководческого гения Александра, но кому он, кроме знатоков военной истории, интересен.) Построение фаланги, оружие и доспехи были воспроизведены в соответствии с последними историческими реконструкциями - кстати, в качестве консультанта Стоун пригласил одного из ведущих специалистов по эпохе Александра - Робина Лэйн Фокса, и судя по результату, иногда его даже слушал
Панцирь Александра с "исской мозаики", с которого, правда, оторвали плечевые птериги, доспехи Филиппа из вергинской гробницы (и сам грим Килмера, в точности воспроизводящий реконструированный по останкам портрет Филиппа) порадовали особенно.
Сам Лэйн Фокс снялся в массовке:

Лучше бы он принял участие в написании сценария
Гражданская одежда смотрелась несколько хуже: у македонян преобладали некрашеная ткань и белый цвет - видимо, чтобы противопоставить греческую умеренность персидской роскоши. Притом в белом порой щеголяло македонское простонародье, а в некрашеном - знать, включая щёголя Аристотеля, которому, впрочем, позволили перстни и элегантную трость. Иногда также был заметен явно синтетический материал костюмов, например, индийская "пижама" Александра или расшитая пайетками вуаль Роксаны.
Но в целом визуальный ряд был очень красив, операторская работа Родриго Прието была на высоте: нежные прозрачные, как бы пронизанные утренним солнцем цвета Македонии, сняты через табачный фильтр тонущие в золотистом мареве равнины Гавгамелы, буйство красок Вавилона, кристально чистый воздух перевалов Гиндукуша, холод и разреженность которого будто ощущаются через экран, пасмурная дождливая Индия - всё это буквально завораживало.
Теперь пройдусь по основным персонажам и актёрским работам в отдельности.
Колин Фаррелл - Александр.
В принципе, учитывая взгляды Стоуна на личность Александра и его авторитарную манеру съёмки, выбор актёра особенного значения не имел. Фаррелл был достаточно темпераментен и талантлив (к сожалению, именно провал "Александра" послужил причиной заката его уже почти сложившейся карьеры в большом кино), чтобы пусть и не с полным размахом, но пристойно изобразить личность подобного масштаба, если бы ему это позволили - но не судьба
Сам он, к слову, видел своего героя куда более мужественным, чем в фильме: так, в сцене ранения царя в индийской битве он не хотел падать сразу, что соответствовало исторической правде (Александр принадлежал к тем, кого "мало убить, надо ещё повалить", и получив проникающее ранение в грудь, продолжал сражаться, пока не обессилел от потери крови). Ну да со Стоуном не поспоришь. Внешне Фаррелл в роли смотрелся хорошо, светлые волосы ему шли.
Вот здесь ему даже удалось изобразить нечто хищное в прищуре (наверное, Стоун в тот момент отвернулся
)

Во всяком случае, это был единственный момент в фильме, где я почти увидела Александра.
Анджелина Джоли - Олимпиада.
Джоли отлично воплотила на экране некий архетип колдуньи (мать Александра действительно увлекалась мистическими культами, пугавшими даже её весьма суеверных современников). Прекрасная, страстная и властная - вот в такую Олимпиаду, при всей неисторичности внешности Джоли, я верю, - она получилась достойной матерью великого завоевателя.
Вэл Килмер - Филипп.
С отцом Александру "повезло" меньше - Филипп был изображён, как сказал кто-то, этаким "опустившимся Гераклом". Опустившимся - да, а вот Гераклом - нет. Исторический Филипп не только пил как не в себя и трахал всё, что шевелится - это был царь, в 23 года принявший власть в нищей, окружённой врагами и раздираемой междоусобицами стране, исчезновение которой с политической карты считалось лишь вопросом времени, притом не слишком долгого, и создатель армии, которая несколько столетий - до появления прославленных римских легионов - не имела себе равных на полях сражений. Чтобы предположить наличие подобных деяний у показанного в фильме грубого, то и дело пьяного варвара, - а Филипп славился умом, красноречием и обаянием - нужно иметь немалое воображение; моего, если бы не знание, точно бы не хватило. Да, не повезло Филиппу вдвойне: сначала он остался в памяти человеческой лишь отцом своего сына, а теперь и на экране ему не смогли воздать по заслугам. (((
Джаред Лето - Гефестион.
Древнегреческая мода на гомосексуальные отношения по понятным причинам редко находит отображение в современном искусстве - и Стоуну мог бы быть респект за этот аспект древнегреческой сексуальной жизни. Мог бы, если бы царский фаворит, который был хорош не только бёдрами (хоть они вправду, надо полагать, были обольстительны, иначе не поминали бы их древние столетия спустя
), но и своими военными и административными способностями, не превратился в его изображении в эмо-боя с глазами на мокром месте, отчаянно ревнующего Александра не только к Роксане, но и к его империи. Что касается внешности - неприятное впечатление произвели его немытые патлы.
Розарио Доусон - Роксана.
Её назначением в фильме, помимо очередной иллюстрации эдипова комплекса, было служить причиной ревности Гефестиона и недовольства остальных приближённых браком с "варваркой", так что простора для раскрытия характера и актёрской игры тут просто не могло быть. Внешность же была просто ужасающей: помимо расовой принадлежности (кто бы мог заподозрить Стоуна в таком апофигее политкорректности?!), необузданный нрав и "дикость" отчего-то были представлены едва не осыпающимся под собственным весом макияжем, дико вытаращенными глазами и оскаленными зубами - трудно было признать в этом страшилище довольно симпатичную девушку Доусон. Любовная сцена между ней и Александром была, впрочем, красива - борьба золотого льва и чёрной пантеры.
Энтони Хопкинс - старый Птолемей.
"Доктор Лектор" читал лекцию о том, каким великим человеком был Александр - несомненно, это было необходимо, потому что из содержания фильма понять, в чём заключалось величие Александра, было вряд ли возможно. Играть ему было, разумеется, нечего.
Сподвижники же Александра демонстрировали либо откровенное неприятие его идей, вплоть до заговора, либо непонимание - в общем, нужны были для того, чтобы лишний раз продемонстрировать тяжесть власти и одиночество великого человека. Предположить в них будущих царей и основателей династий нелегко, особенно после того, как они сперва отравили босса, и лишь потом спохватились, как делить империю.
И напоследок забавное )))
На форуме Веры Камши есть тема, посвящённая фильму Стоуна. Одна из участниц рассказывает:
Кстати, был забавный случай: когда я смотрела "Александра" в кинотеатре, со мной рядом сидела мама с сыном (мальчику на вид было лет 12). После окончания фильма мама спросила у ребёнка, что он понял из истории о Македонском. Ответ был коротким: "А этот мужик в платье дрался много, и маму не слушал!"
Взято отсюда
Устами младенца, как говорится...
Приложение. Ляпы в фильме.
Я старалась отделить художественные вольности, необходимые для сюжета (как, например, участие Кассандра в восточном походе) от собственно ляпов, без которых можно было обойтись. Итак:
1. Птолемей вспоминает "перевалы Гиндукуша, пропустившие 100-тысячную армию". А позже эта цифра увеличивается до 150 000: "Весной Александр повел 150-тысячную армию через Гиндукуш."
Максимальное количество воинов АМ, которое упоминается в источниках - 120000 чел. (Правдоподобность этой цифры оставим на совести летописцев)
2. Названия на карте и документы, которые Александр читает в сцене убийства Пармениона, на английском.
3. Некоторые змеи Олимпиады обитают только в Америке.
4. Аристотелю, когда он был учителем Александра, было чуть больше 40 лет. А исполнителю его роли Кристоферу Пламмеру на момент съемок было 75.
Что представляло собой имение Аристотеля в Миезе, неизвестно, но уж наверное оно не было в столь плачевном состоянии, как показано в фильме.
5. Аристотель не знает греческую мифологию. "Ахиллес после гибели своего возлюбленного Патрокла ушел с поля боя" - говорит он Александру. Хотя Ахиллес удалился в свой шатер после ссоры с Агамемноном, и только гибель Патрокла заставила его вернуться в строй.
6. Александр тоже не знает мифологию. Даже биографию своего любимого героя Ахиллеса. "Все, кто уходил на Восток - Ясон, Тесей, Ахиллес - возвращались победителями". Хотя из похода под Трою Ахиллес не вернулся.
7. С географией у него тоже большие проблемы. Колхида, куда плавал Ясон, находится больше севернее, чем восточнее Греции, а Крит, где совершал подвиги Тесей - южнее.
8. Буцефала играет лошадь фризской породы (выведена в средневековье).
P.S. Но какой конь потрясающий! Действительно Александру Великому сесть не стыдно!
9. В сцене укрощения Филипп говорит Клиту: "Возвращайся в свою фалангу" Хотя аристократу Клиту полагалось быть гетайром.
10. Там же Клит говорит Филиппу что-то вроде: "С вашей-то ногой". На самом деле рану в бедро, после которой остался хромым, царь получил несколькими годами позже. Лучше бы Стоуну заменить ногу на ключицу (эту рану Филипп получил примерно в то время).
11. На ногах коня отчетливо видны еще не изобретенные подковы.
12. Филипп тоже не знает мифологию: "После того, как Геракл совершил 12 подвигов, Гера поразила его безумием и он убил своих детей". Хотя все было наоборот: 12 подвигов Геракл должен был совершить, чтобы искупить это убийство.
13. Олимпиада советует сыну: "Женись на Киннане" Традиции жениться на сестрах, пусть единокровных, в Македонии прежде не замечалось.
14. На военном совете Александр говорит: "Если ты, мой бравый Парменион, удержишь их (персов) ЛЕВЫЙ фланг". Т.е. выходит, что Пармениону поручается командовать ПРАВЫМ флангом македонской армии. Но в битве он командует (как и было в действительности) ЛЕВЫМ флангом.
15. Александр говорит фалангисту:"Помнишь, как ты на играх отбросил противника? Сумеешь ли ты метнуть свое копье так же далеко?"
Метнуть 6-метровую сариссу?!
А другому он напоминает: "Помнишь, как ты перепрыгнул через осадную башню в Тире?"
Высота стен Тира - 45 м. Человек-паук от зависти вешается на своей паутине. Это ляп чисто переводческий, однако сценаристы в полиоркетике смыслили не больше: в оригинале бравый фалангист эту башню ВЗЯЛ: I remember you the day yоu took the siege tower at Tyre?
А так как осадные башни бывают только у осаждающих, ВЗЯТЬ солдатик мог только свою собственную башню.
16. Продолжая этот шедевр ораторского искусства, АМ призывает воинов сражаться за свободу Греции, видимо позабыв, что она на тот момент находится под его же собственной властью. Неудивительно, что один из воинов, услышав сей шедевр, описался.
17. Когда скачущих гетайров показывают сверху, видно, что копья у них зажаты под мышкой - рыцарским хватом.
18. Как в ПУСТЫНЕ организовать снабжение армии в несколько сот тысяч человек? Или они манной небесной питались?
19. Филота при Гавгамелах командовал гетайрами и был, следовательно, рядом с Александром. Так что Парменион никак не мог послать его за помощью. Антигон Одноглазый тогда находился во Фригии, причем его присутствие при Гавгамелах никак не оправдывается сюжетом.
20. Откуда при Гавгамелах взялись всадники на верблюдах? Еще более интересно, куда они потом делись: больше в кадре они не появлялись. Растворились в воздухе?
21. Это конечно, мелочь, но в Вавилон АМ въезжал не верхом, а на захваченной у Дария колеснице.
22. В сцене на балконе Гефестион спрашивает АМ: "Неужели в твоей жизни нет любви?" Довольно странный вопрос, учитывая, что они близко знакомы уже как минимум лет 12 (а если вспомнить слова Птолемея об "обольстительных бёдрах Гефестиона", тем более странный. Рановато у Гефестиона склероз приключился. Может, от этого он и помер безвременно?)
23. Олимпиада жалуется сыну на Антипатра. Показывают Антипатра, которому что-то шепчет на ухо Кассандр. Затем действие перемещается в Вавилон, куда очевидно, путем телепортации перемещается и Кассандр.
24. Птолемей рассказывает: "Мы загнали Дария в Бактрию". На самом деле до Бактрии Дарий добраться не успел: его убили еще в Парфии.
25. Танцы хотя и стилизованы на восточный манер, явно современные. Балетная школа Ф. Боша особенно заметна.
26. Ну, в негритянку Роксану только ленивый камень не кинул.
27. В фильме также можно видеть женщин с монголоидными чертами. Греки о существовании Китая и не подозревали.
28. В начале любовной сцены Александр в штанах. Когда же он, исполнив супружеский долг, слезает с кровати, штаны по-прежнему на нем. Неудивительно, что наследник так долго не появлялся...
29. Клит и Антигон никакого участия в убийстве Пармениона не принимали. Письмо стратегам с приказом об убийстве Александр поручил доставить некоему Полидаманту. И добирался до места он не 3 дня, а 11.
30. Когда раненого Александра несут на щите с поля боя, меч лежит у него то под спиной, то на груди.
31. Свадьба Александра со Статирой была не в Вавилоне, а в Сузах. Гефестион умер тоже не в Вавилоне, а в Экбатанах. Создается впечатление, что в Персии одна только пустыня и горы, а городов, кроме Вавилона, и нет. Где же та хваленая персидская культура, уважать которую АМ требовал от соратников?
32. Птолемей говорит: "Мегас Александрос". На самом деле прозвище Великий А. дали римляне примерно в 1 в. до н.э.
33. Греческие статуи раскрашивались полностью. У статуи Александра в библиотеке раскрашен только плащ.
Но как бы то ни было, своим существованием фильм всё равно порадовал. Как пели в рок-опере (кстати, о человеке, который, по мнению её авторов, тоже пытался объединить Запад и Восток):
Авантюра не удалась,
Год: 2004
Страна: США
Жанр: исторический, драма, биография, военный
Продолжительность: 175 мин
Режиссёр: Оливер Стоун
В ролях: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Энтони Хопкинс, Джаред Лето, Розарио Доусон
многа букаф и спойлерыНе прошло и полгода, как говорится...

Итак, начинаю Drang nach Osten

Природа власти и люди, облечённые ею, всегда интересовали Оливера Стоуна - "Александр" не первый и не последний фильм, снятый им на подобную тему. Только на этот раз он обратил внимание не на выдающегося соотечественника, а на одну из ключевых фигур мировой истории, известную даже тем, кому об истории мало что известно. Провал попытки "замахнуться на Вильма нашего Шекспира" был, в общем-то, неудивителен: слишком сложно изобразить в художественном произведении личность такого масштаба - для этого нужен автор, который бы в искусстве значил бы столько, сколько его персонаж в истории. Оттого-то так мало удачных байопиков: слабый режиссёр снимет безвкусную иллюстрацию к учебнику истории, а у сильного выйдет авторский ООС, более или менее похожий - вернее, непохожий - на исторический прототип: сухо переписывать историю талантливому автору неинтересно. Именно последнее случилось и со стоуновским "Александром" - это был махровейший ООС, не принятый ни критиками, ни зрителями. Результатом стали провал в прокате и шесть основных номинаций на "Золотую малину" - худший фильм, худший режиссёр, худший сценарий, худшая мужская роль, худшая женская роль и худшая мужская роль второго плана. Сурово, да. Ладно хоть, что ни одна из этих "Малин" не была присуждена - по мне так заслуживал её только сценарист: актёры и режиссёр своё дело сделали хорошо. Да, их персонажи не слишком соответствовали историческим прототипам, но награды фильмам вручают не за историческую достоверность.
Можно только удивляться, почему Стоун, умеющий изображать сильных и неординарных личностей, представлял себе образ Александра, очевидно, по книгам Мэри Рено - хотя фильм не явная их экранизация, совпадение взглядов на характеры героев и их отношения налицо. Книги же - слезовыжимательные женские романы о том, как тяжела шапка Мономаха. Особенно, если она надета на гениальную голову. Герои Рено - нищастные пиздострадальцы с обнажёнными нервами, которых все умышленно либо неумышленно обижают, а если не обижают, то они сами на всех обижаются. Этих искателей повода для пострадашек мне просто хотелось пристрелить из гуманных соображений - чтоб не мучились. Я за эвтаназию, да


Кроме Рено Стоун, видно, вдохновлялся каким-нибудь "Психоанализом для чайников" - шаблонный эдипов комплекс настойчиво тычется в лицо зрителю, а поводом для всех свершений Александра служит желание вырваться из-под опёки матери и показать ей - и отцу (а затем его тени) - "смотрите, как я могу"! Да, Александр ещё в детстве ревновал к отцовской славе и впоследствии болезненно реагировал на сравнение с Филиппом - но ведь на одних зависти и ревности далеко не уйдёшь. Уж не до Индии точно


Желание Стоуна не возводить грандиозный монумент великой исторической личности, а показать живого человека с его недостатками и слабостями понятно, но беда в том, что за этими слабостями совершенно не видно сильной личности. Если бы он хотел развенчать миф о величии Александра, это было бы объяснимо, но изрядная панегиричность в фильме тоже присутствует, и это неудавшееся намерение усидеть на двух стульях сразу является вторым недостатком фильма.
Также неприятно удивил неожиданный от Стоуна голливудский штамп о необходимости освобождения и просвещения "отсталых" народов Востока: само завоевание Персии, в реале кое-как прикрытое фиговым листочком мести за сожжённые храмы, подаётся как освободительная борьба греков


Были, впрочем, в фильме и положительные моменты. Могу только приветствовать то, что из всех истасканных за тысячелетия легенд вроде гордиева узла, "не заслоняй мне солнце" и пр. в фильме осталось только укрощение Букефала. Как и постоянное использование символов-животных: змеи, орла, льва, быка, коня, слона - в религии древних греков, с её немалыми пережитками тотемизма, животные играли заметную роль.
Отдельной - и огромной - похвалы заслуживает битва при Гавгамелах - весьма редкое в пеплумах и батальных фильмах вообще явление, когда реальное сражение воспроизводится по-настоящему подробно и точно, а не ди эрсте колонне марширт, ди цвайте колонне марширт, а куда и зачем марширт, неважно, лишь бы было зрелищно. Здесь же ход сражения воспроизведён в общих чертах верно - да, не без упрощений и ляпов, но Гавгамелы опознаются на раз, в отличие от индийской битвы, которая ни разу ни Гидасп, да, впрочем, и цели такой не ставилось. (А жаль, именно Гидасп я считаю вершиной полководческого гения Александра, но кому он, кроме знатоков военной истории, интересен.) Построение фаланги, оружие и доспехи были воспроизведены в соответствии с последними историческими реконструкциями - кстати, в качестве консультанта Стоун пригласил одного из ведущих специалистов по эпохе Александра - Робина Лэйн Фокса, и судя по результату, иногда его даже слушал

Сам Лэйн Фокс снялся в массовке:

Лучше бы он принял участие в написании сценария

Гражданская одежда смотрелась несколько хуже: у македонян преобладали некрашеная ткань и белый цвет - видимо, чтобы противопоставить греческую умеренность персидской роскоши. Притом в белом порой щеголяло македонское простонародье, а в некрашеном - знать, включая щёголя Аристотеля, которому, впрочем, позволили перстни и элегантную трость. Иногда также был заметен явно синтетический материал костюмов, например, индийская "пижама" Александра или расшитая пайетками вуаль Роксаны.
Но в целом визуальный ряд был очень красив, операторская работа Родриго Прието была на высоте: нежные прозрачные, как бы пронизанные утренним солнцем цвета Македонии, сняты через табачный фильтр тонущие в золотистом мареве равнины Гавгамелы, буйство красок Вавилона, кристально чистый воздух перевалов Гиндукуша, холод и разреженность которого будто ощущаются через экран, пасмурная дождливая Индия - всё это буквально завораживало.
Теперь пройдусь по основным персонажам и актёрским работам в отдельности.
Колин Фаррелл - Александр.
В принципе, учитывая взгляды Стоуна на личность Александра и его авторитарную манеру съёмки, выбор актёра особенного значения не имел. Фаррелл был достаточно темпераментен и талантлив (к сожалению, именно провал "Александра" послужил причиной заката его уже почти сложившейся карьеры в большом кино), чтобы пусть и не с полным размахом, но пристойно изобразить личность подобного масштаба, если бы ему это позволили - но не судьба

Вот здесь ему даже удалось изобразить нечто хищное в прищуре (наверное, Стоун в тот момент отвернулся


Во всяком случае, это был единственный момент в фильме, где я почти увидела Александра.
Анджелина Джоли - Олимпиада.
Джоли отлично воплотила на экране некий архетип колдуньи (мать Александра действительно увлекалась мистическими культами, пугавшими даже её весьма суеверных современников). Прекрасная, страстная и властная - вот в такую Олимпиаду, при всей неисторичности внешности Джоли, я верю, - она получилась достойной матерью великого завоевателя.
Вэл Килмер - Филипп.
С отцом Александру "повезло" меньше - Филипп был изображён, как сказал кто-то, этаким "опустившимся Гераклом". Опустившимся - да, а вот Гераклом - нет. Исторический Филипп не только пил как не в себя и трахал всё, что шевелится - это был царь, в 23 года принявший власть в нищей, окружённой врагами и раздираемой междоусобицами стране, исчезновение которой с политической карты считалось лишь вопросом времени, притом не слишком долгого, и создатель армии, которая несколько столетий - до появления прославленных римских легионов - не имела себе равных на полях сражений. Чтобы предположить наличие подобных деяний у показанного в фильме грубого, то и дело пьяного варвара, - а Филипп славился умом, красноречием и обаянием - нужно иметь немалое воображение; моего, если бы не знание, точно бы не хватило. Да, не повезло Филиппу вдвойне: сначала он остался в памяти человеческой лишь отцом своего сына, а теперь и на экране ему не смогли воздать по заслугам. (((
Джаред Лето - Гефестион.
Древнегреческая мода на гомосексуальные отношения по понятным причинам редко находит отображение в современном искусстве - и Стоуну мог бы быть респект за этот аспект древнегреческой сексуальной жизни. Мог бы, если бы царский фаворит, который был хорош не только бёдрами (хоть они вправду, надо полагать, были обольстительны, иначе не поминали бы их древние столетия спустя

Розарио Доусон - Роксана.
Её назначением в фильме, помимо очередной иллюстрации эдипова комплекса, было служить причиной ревности Гефестиона и недовольства остальных приближённых браком с "варваркой", так что простора для раскрытия характера и актёрской игры тут просто не могло быть. Внешность же была просто ужасающей: помимо расовой принадлежности (кто бы мог заподозрить Стоуна в таком апофигее политкорректности?!), необузданный нрав и "дикость" отчего-то были представлены едва не осыпающимся под собственным весом макияжем, дико вытаращенными глазами и оскаленными зубами - трудно было признать в этом страшилище довольно симпатичную девушку Доусон. Любовная сцена между ней и Александром была, впрочем, красива - борьба золотого льва и чёрной пантеры.
Энтони Хопкинс - старый Птолемей.
"Доктор Лектор" читал лекцию о том, каким великим человеком был Александр - несомненно, это было необходимо, потому что из содержания фильма понять, в чём заключалось величие Александра, было вряд ли возможно. Играть ему было, разумеется, нечего.
Сподвижники же Александра демонстрировали либо откровенное неприятие его идей, вплоть до заговора, либо непонимание - в общем, нужны были для того, чтобы лишний раз продемонстрировать тяжесть власти и одиночество великого человека. Предположить в них будущих царей и основателей династий нелегко, особенно после того, как они сперва отравили босса, и лишь потом спохватились, как делить империю.
И напоследок забавное )))
На форуме Веры Камши есть тема, посвящённая фильму Стоуна. Одна из участниц рассказывает:
Кстати, был забавный случай: когда я смотрела "Александра" в кинотеатре, со мной рядом сидела мама с сыном (мальчику на вид было лет 12). После окончания фильма мама спросила у ребёнка, что он понял из истории о Македонском. Ответ был коротким: "А этот мужик в платье дрался много, и маму не слушал!"
Взято отсюда
Устами младенца, как говорится...

Приложение. Ляпы в фильме.
Я старалась отделить художественные вольности, необходимые для сюжета (как, например, участие Кассандра в восточном походе) от собственно ляпов, без которых можно было обойтись. Итак:
1. Птолемей вспоминает "перевалы Гиндукуша, пропустившие 100-тысячную армию". А позже эта цифра увеличивается до 150 000: "Весной Александр повел 150-тысячную армию через Гиндукуш."
Максимальное количество воинов АМ, которое упоминается в источниках - 120000 чел. (Правдоподобность этой цифры оставим на совести летописцев)
2. Названия на карте и документы, которые Александр читает в сцене убийства Пармениона, на английском.
3. Некоторые змеи Олимпиады обитают только в Америке.
4. Аристотелю, когда он был учителем Александра, было чуть больше 40 лет. А исполнителю его роли Кристоферу Пламмеру на момент съемок было 75.
Что представляло собой имение Аристотеля в Миезе, неизвестно, но уж наверное оно не было в столь плачевном состоянии, как показано в фильме.
5. Аристотель не знает греческую мифологию. "Ахиллес после гибели своего возлюбленного Патрокла ушел с поля боя" - говорит он Александру. Хотя Ахиллес удалился в свой шатер после ссоры с Агамемноном, и только гибель Патрокла заставила его вернуться в строй.
6. Александр тоже не знает мифологию. Даже биографию своего любимого героя Ахиллеса. "Все, кто уходил на Восток - Ясон, Тесей, Ахиллес - возвращались победителями". Хотя из похода под Трою Ахиллес не вернулся.
7. С географией у него тоже большие проблемы. Колхида, куда плавал Ясон, находится больше севернее, чем восточнее Греции, а Крит, где совершал подвиги Тесей - южнее.
8. Буцефала играет лошадь фризской породы (выведена в средневековье).
P.S. Но какой конь потрясающий! Действительно Александру Великому сесть не стыдно!
9. В сцене укрощения Филипп говорит Клиту: "Возвращайся в свою фалангу" Хотя аристократу Клиту полагалось быть гетайром.
10. Там же Клит говорит Филиппу что-то вроде: "С вашей-то ногой". На самом деле рану в бедро, после которой остался хромым, царь получил несколькими годами позже. Лучше бы Стоуну заменить ногу на ключицу (эту рану Филипп получил примерно в то время).
11. На ногах коня отчетливо видны еще не изобретенные подковы.
12. Филипп тоже не знает мифологию: "После того, как Геракл совершил 12 подвигов, Гера поразила его безумием и он убил своих детей". Хотя все было наоборот: 12 подвигов Геракл должен был совершить, чтобы искупить это убийство.
13. Олимпиада советует сыну: "Женись на Киннане" Традиции жениться на сестрах, пусть единокровных, в Македонии прежде не замечалось.
14. На военном совете Александр говорит: "Если ты, мой бравый Парменион, удержишь их (персов) ЛЕВЫЙ фланг". Т.е. выходит, что Пармениону поручается командовать ПРАВЫМ флангом македонской армии. Но в битве он командует (как и было в действительности) ЛЕВЫМ флангом.
15. Александр говорит фалангисту:"Помнишь, как ты на играх отбросил противника? Сумеешь ли ты метнуть свое копье так же далеко?"
Метнуть 6-метровую сариссу?!
А другому он напоминает: "Помнишь, как ты перепрыгнул через осадную башню в Тире?"
Высота стен Тира - 45 м. Человек-паук от зависти вешается на своей паутине. Это ляп чисто переводческий, однако сценаристы в полиоркетике смыслили не больше: в оригинале бравый фалангист эту башню ВЗЯЛ: I remember you the day yоu took the siege tower at Tyre?
А так как осадные башни бывают только у осаждающих, ВЗЯТЬ солдатик мог только свою собственную башню.
16. Продолжая этот шедевр ораторского искусства, АМ призывает воинов сражаться за свободу Греции, видимо позабыв, что она на тот момент находится под его же собственной властью. Неудивительно, что один из воинов, услышав сей шедевр, описался.
17. Когда скачущих гетайров показывают сверху, видно, что копья у них зажаты под мышкой - рыцарским хватом.
18. Как в ПУСТЫНЕ организовать снабжение армии в несколько сот тысяч человек? Или они манной небесной питались?
19. Филота при Гавгамелах командовал гетайрами и был, следовательно, рядом с Александром. Так что Парменион никак не мог послать его за помощью. Антигон Одноглазый тогда находился во Фригии, причем его присутствие при Гавгамелах никак не оправдывается сюжетом.
20. Откуда при Гавгамелах взялись всадники на верблюдах? Еще более интересно, куда они потом делись: больше в кадре они не появлялись. Растворились в воздухе?
21. Это конечно, мелочь, но в Вавилон АМ въезжал не верхом, а на захваченной у Дария колеснице.
22. В сцене на балконе Гефестион спрашивает АМ: "Неужели в твоей жизни нет любви?" Довольно странный вопрос, учитывая, что они близко знакомы уже как минимум лет 12 (а если вспомнить слова Птолемея об "обольстительных бёдрах Гефестиона", тем более странный. Рановато у Гефестиона склероз приключился. Может, от этого он и помер безвременно?)
23. Олимпиада жалуется сыну на Антипатра. Показывают Антипатра, которому что-то шепчет на ухо Кассандр. Затем действие перемещается в Вавилон, куда очевидно, путем телепортации перемещается и Кассандр.
24. Птолемей рассказывает: "Мы загнали Дария в Бактрию". На самом деле до Бактрии Дарий добраться не успел: его убили еще в Парфии.
25. Танцы хотя и стилизованы на восточный манер, явно современные. Балетная школа Ф. Боша особенно заметна.
26. Ну, в негритянку Роксану только ленивый камень не кинул.
27. В фильме также можно видеть женщин с монголоидными чертами. Греки о существовании Китая и не подозревали.
28. В начале любовной сцены Александр в штанах. Когда же он, исполнив супружеский долг, слезает с кровати, штаны по-прежнему на нем. Неудивительно, что наследник так долго не появлялся...
29. Клит и Антигон никакого участия в убийстве Пармениона не принимали. Письмо стратегам с приказом об убийстве Александр поручил доставить некоему Полидаманту. И добирался до места он не 3 дня, а 11.
30. Когда раненого Александра несут на щите с поля боя, меч лежит у него то под спиной, то на груди.
31. Свадьба Александра со Статирой была не в Вавилоне, а в Сузах. Гефестион умер тоже не в Вавилоне, а в Экбатанах. Создается впечатление, что в Персии одна только пустыня и горы, а городов, кроме Вавилона, и нет. Где же та хваленая персидская культура, уважать которую АМ требовал от соратников?
32. Птолемей говорит: "Мегас Александрос". На самом деле прозвище Великий А. дали римляне примерно в 1 в. до н.э.
33. Греческие статуи раскрашивались полностью. У статуи Александра в библиотеке раскрашен только плащ.
Но как бы то ни было, своим существованием фильм всё равно порадовал. Как пели в рок-опере (кстати, о человеке, который, по мнению её авторов, тоже пытался объединить Запад и Восток):
Авантюра не удалась,
Вопрос: За попытку - спасибо?
1. да | 59 | (100%) | |
Всего: | 59 |
Герои Рено - нищастные пиздострадальцы с обнажёнными нервами, которых все умышленно либо неумышленно обижают, а если не обижают, то они сами на всех обижаются.
С этим не соглашусь. Она просто видит и по-женски. От этого никуда не деться. А то, что изображает и переживания - так из этого складывается психологизм романа. Стоун, имхо, утрировал то, на чем совсем не надо было заострять внимания, чтобы уйти от лишней истеричности и сентиментальности.
У Стоуна Александра, вероятно, из этих же соображений отравили
Слушай, а почему?
Что тебе показалось говорящим об этом?
но беда в том, что за этими слабостями совершенно не видно сильной личности
В точку!
Отдельной - и огромной - похвалы заслуживает битва при Гавгамелах - весьма редкое в пеплумах и батальных фильмах вообще явление, когда реальное сражение воспроизводится по-настоящему подробно и точно
Имхо, это лучшее, что было в фильме и из-за чего его таки стоит посмотреть. Не даром в рекламе упирали на кадры из битвы.
Панцирь Александра с "исской мозаики", с которого, правда, оторвали плечевые птериги, доспехи Филиппа из вергинской гробницы (и сам грим Килмера, в точности воспроизводящий реконструированный по останкам портрет Филиппа) порадовали особенно.
И из-за этого тоже стоит смотреть.
Джоли - супер. Она украшение фильма. Кто там подлинный и историчный персонаж - так это она.
Спасибо за рецензию!
Кстати, на самом деле, Лейн Фокс сыграл огромную роль в постановке фильма- это в большей степени его видение Александра, потому и был именно он приглашен в качестве исторического консультанта. Колин провел в разговорах с ним об образе своего героя очень много времени. Сам Колька считает эту роль самой важной в его жизни и каждый раз повторяет, что если бы ему пришлось снова сниматься , он был сделал это снова, снова и снова. В последнем инью, он лишь сказал ( в угоду пиару своего одеколона), что сделал образ менее "интенсивным", но это игра слов.
Джоли- великолепна. Но и Килмер порадовал. В конце концов, в то время цари и были больше похожи на местечковых князьков,а Стоун не ставил перед собой цель показать Филиппа-воителя. Как и Александра,собственно. В конце концов,в первую очередь они были людьми, а уж потом - полководцами. Монументальность- это налет времени.
Ты читала книгу Лейна Фокса?
А то у меня все никак руки не доходят.
С этим не соглашусь. Она просто видит и по-женски. От этого никуда не деться. А то, что изображает и переживания - так из этого складывается психологизм романа. Стоун, имхо, утрировал то, на чем совсем не надо было заострять внимания, чтобы уйти от лишней истеричности и сентиментальности.
Ну, не все женщины так пишут. Против переживаний в романе я ничего не имею, моя претензия к героям Рено в том, что они в принципе не способны быть счастливыми и вечно находят повод для переживаний. Кроме Тесея, пожалуй. А Стоун действительно перегнул палку, у Рено ничего подобного сцене на балконе или прощания Александра с Багоем в режиссёрке отродясь не бывало.
Слушай, а почему?Что тебе показалось говорящим об этом?
Насчёт соображений гуманности шутка, конечно.
Имхо, это лучшее, что было в фильме и из-за чего его таки стоит посмотреть. Не даром в рекламе упирали на кадры из битвы.
Ну, в трейлерах всегда упирают на экшн, чтобы завлечь зрителя. Но тут действительно реклама не преувеличивала )
zeppoman,
Кстати, на самом деле, Лейн Фокс сыграл огромную роль в постановке фильма
Лучше бы в написании сценария )
В конце концов, в то время цари и были больше похожи на местечковых князьков,а Стоун не ставил перед собой цель показать Филиппа-воителя. Как и Александра,собственно. В конце концов,в первую очередь они были людьми, а уж потом - полководцами. Монументальность- это налет времени.
ФМ не был. О его военных подвигах речь и не шла (хоть Херонею я бы посмотрела), но можно было показать его умным и образованным человеком и в быту.
Claudia*, ты знаешь, читала, но очень давно- деталей всех не помню, но отложилось в памяти, что это собственно он видел Саню алкоголиком и психопатом
Но в деталях, особенно по части вооружений и исторических битв был , действительно, хорош.
Остальное- дело режиссера и консультантов.
Вот и дали бы ему прочитать сценарий, чтоб метание сарисс и взятие осадных башен убрал хотя бы
но отложилось в памяти, что это собственно он видел Саню алкоголиком и психопатом
Лучше бы в фильме так и было, я бы предпочла отрицательного АМ тому, что там вышло.
Вот кстати, насчет осадных башен..помница, троянский конь был первой известной, почему б Александру их не иметь, раз технология на то время была освоена?
Лучше бы в фильме так и было, я бы предпочла отрицательного АМ тому, что там вышло.
ну так психопатом-истериком и видел. Видит. По сей день, т.к. у него ж в новой документалке, что вышла вместе с последней версией на блю довольно большой монолог на эту тему. Вот жаль, мне не на чем посмотреть блю, Стоун говорил, что это как раз та версия, что предполагалась изначально, а больше ее никак не выпустили.
Что касается самого фильма, уверена, что коль было отснято столько материала, что можно смикшировать ещё один фильм,а вышло в показ нечто скомканное, "рваное", не последовательное, значит, цензура таки не дала Стоуну сделать ровное полотно, особенно если учесть, что перемонтировали его непосредственно перед премьерой.
И я считала, считаю и буду считать, что опустили фильм намеренно, дабы не было прецедента. Но лично я готова простить Стоуну абсолютно все- все огрехи- за то невероятное эмоциональное воздействие, что вызывает фильм при просмотре. И плевать на все исторические неточности- это творческая работа, художественная , никто документалки не обещал. Надумай Стоун сделать арт-видео об Александре в стиле,скажем, Мэттью Барни, ему бы простили и символизм, и условность - все что угодно, но только не дерзкое отступление от канона в реалистическом жанре. Хотя никто не знает,каким человеком реально был Александр, почему-то все присваивают себе права на истину в последней инстанции, какое-то якобы "знание". Вот Стоун и Фокс видят его ТАК, а другие - по-другому, но они не снимают кино. Пусть снимут "свое". Только боюсь, таланта на такое же по силе эмоционального напряжения не у многих хватит. И ещё. Поклонников у фильма много, несмотря на все нюансы. В прошлом году, на премьере в Чикаго, был полный зал, девочки писали, что Оливера просто засыпали вопросами и целый час не выпускали из зала. Это дорогого стоит, невзирая на любую негативную критику.
И я считала, считаю и буду считать, что опустили фильм намеренно, дабы не было прецедента.
Какой прецедент ты имеешь в виду?
Пожалуй, только Джоли вносила в него немного драматизма и живости.
А Александра, я и правда не увидел.
И кто такой в этом фильме Гефестион? Декорация?
протестов против 8 поправки, запрещающей геям жениться и отменяющей все данные до этого права
Никогда об этом не слышала. Интересненько услышать про то, как проманкировал правами оплот демократии в последней инстанции!
историки заступились за фильм
Это где?
да уж...демократы сменяют консерваторов и наоборот
Это где?
я ж говорю, к юбилею фильма была снята документалка, что вошла в диск на блю-рее. Там разные историки комментируют фильм. Сама я,как уже сказала, не могу посмотреть никак, но Стоун сказал в своем блоге на ФБ, что это попытка реабилитации фильма.
да уж...демократы сменяют консерваторов и наоборот
Это где?
я ж говорю, к юбилею фильма была снята документалка, что вошла в диск на блю-рее. Там разные историки комментируют фильм. Сама я,как уже сказала, не могу посмотреть никак, но Стоун сказал в своем блоге на ФБ, что это попытка реабилитации фильма.
И кто такой в этом фильме Гефестион? Декорация?
Это друг АМ (сцена на балконе и который в конце умер). В общем да, почти декорация
zeppoman,
подожди..я чего-то не помню?..какие осадные башни, в каком эпизоде? а метание сарисс..ты имеешь в виду копье, что он кинул в Дария? Вроде фаланга сарисс нигде не метала...
Я о речи АМ перед воинами. Где он предлагает метнуть сариссу и вспоминает, как фалангист взял осадную башню.
Вот таких блох и можно было бы выловить. Писать сценарий историкам, или хотя бы консультировать я не предлагаю, я человек трезвомыслящий
Вот кстати, насчет осадных башен..помница, троянский конь был первой известной, почему б Александру их не иметь, раз технология на то время была освоена?
Они и были. Проблема в том, что солдатик, по словам АМ, атаковал свою собственную башню.
ну так психопатом-истериком и видел.
А я вот психопата не вижу, только истерика )
Что касается самого фильма, уверена, что коль было отснято столько материала, что можно смикшировать ещё один фильм,а вышло в показ нечто скомканное, "рваное"
Я бы не сказала, что театралка особо рваная. Чтоб отразить всю жизнь АМ, никакого фильма не хватит.
прецедент низведения кумиров до простых смертных.
А Птолемей со своими лекциями о величии был тоже для низведения?
Поэтому и был сделан такой шаг- после предварительного просмотра Стоуна заставили перемонтировать фильм,а скорое дело не бывает качественным.
В режиссёрке рядовой зритель и не разберётся без пол-литра
историки заступились за фильм.
Перед кем заступились?
Так-то документалки не раз выходили.
Я о речи АМ перед воинами. Где он предлагает метнуть сариссу и вспоминает, как фалангист взял осадную башню.
ахаха, вспомнила, да!
А я вот психопата не вижу, только истерика )
ну как же...когда в бытовухе чел убивает в гневе друга, чем не психопат?
Я бы не сказала, что театралка особо рваная.
рваная в смысле обрывов и неплавности- в некоторых местах так и просится закончить чем-нибудь сцены.
А Птолемей со своими лекциями о величии был тоже для низведения?
это слова, воздействует образ. Тут слова некоторым образом противоречат остальному подтексту, звучат как некое оправдание- типа и вот такой вот чел был велик, тем не менее.
Как мне было трудно смотреть того же стоуновского "Никсона" из-за флэшбеков.
ну, это ж стоуновский излюбленный прием, так сказать художественный.
Перед кем заступились?
перед критикующими и ругающими, я думаю.
Да, выходили, но вот посчитал, что недостаточно, видимо.
Что касается образа Геши, то он тож подан в том же контексте, что и остальные- частично, теми сторонами, какие Стоун посчитал главными, иначе никакого фильма б не хватило.
Вот, теперь будете знать.
Гефестион был хиллиархом - вторым человеком в империи.
но хотелось бы это в фильме увидеть.
вообще, последнее время очень расстраивает, что режиссеры извращают историю в угоду своему видению
пичаль, короче
ну как же...когда в бытовухе чел убивает в гневе друга, чем не психопат?
АМ на тот момент был в доску пьян. А вообще убийство в состоянии аффекта ещё не означает психопатию.
ну, это ж стоуновский излюбленный прием, так сказать художественный.
Да. Но в данном случае зрители бы его не поняли.
перед критикующими и ругающими, я думаю.
Заступничество подразумевает действия, которые предотвратили или могли предотвратить какую-то негативную ситуацию для объекта заступничества. Историки никакого влияния на прокатную судьбу фильма иметь не могут, так что они не заступились, а просто высказали свое мнение, которое ни на что не повлияло.
стоп! пересмотрела этот эпизод сейчас специально- нет там такого. Он говорит;" Неоптолем, я помню день, когда ты перемахнул черех осадную башню в Тире...метнешь ли свое копье..."- никаких сарисс. Насчет осадной башни, через которую тот "перемахнул"- эт да, перебор, так и представила себе как тот прыгает...уж не знаю, что имеется в виду,может "с осдной башни на стену махнул", над оригинал глянуть все ж.
А зачем пересматривать? У меня в ляпах оригинальная фраза процитирована: I remember you the day yоu took the siege tower at Tyre?
Взял осадную башню. А переводчик этот ляп ещё усугубил. Что перепутали осадную башню с крепостной, это понятно.
А сарисса и есть копьё. И обращается АМ с предложением метнуть копьё именно к сариссофору
Bezumnij zanpakto,
хм, я тут погуглил, Гефестион оказывается был не просто другом, а его правой рукой. В фильме этого я не увидел. Там вообще не понятно кто такой Гефестион и с чем его едят.
В фильме сосредотачивались на личной жизни, но значения Гефестиона для царя и тут не показали. В фильме был капризный фаворит, постоянно что-то требующий, но ничего не дающий взамен.
От его отсутствия фильм бы ничего не потерял, я считаю.
Ибо никакой роли он там не играл.
Лавстори была и горе Ам после смерти Гефестиона было. Но м.б. это мне, знавшей кто есть кто задолго до выхода фильма, понятно, а человеку со стороны не видно.
А вообще убийство в состоянии аффекта ещё не означает психопатию.
да ну какой там аффект- просто буйство в гневе. Да и Ам не был, на мой взгляд, психопатом, просто распустил себя, не хотел контролировать эмоции. Но это мое мнение.
Да. Но в данном случае зрители бы его не поняли.
У меня было впечатленние, что разжевывать детали зрителю, не знающему всю эту историю, в планы Стоуна не входило. Знающий поймет,а незнающему просто яркая картинка. Не возможно в 4 часа экранного времени уложить этого человека полностью. Сделал то, что считал важным.
Заступничество подразумевает действия, которые предотвратили или могли предотвратить какую-то негативную ситуацию для объекта заступничества.
так и документалка вышла в преддверии выпуска последней версии,которая поступила в продажу, на том же диске. Это если о кассе говорить.
Взял осадную башню. А переводчик этот ляп ещё усугубил. Что перепутали осадную башню с крепостной, это понятно.А сарисса и есть копьё. И обращается АМ с предложением метнуть копьё именно к сариссофору
тогда- да, действительно ляп. И с копьем тоже, а я не вникла, что да, в самом деле ж..к кому обращается-то?
да ну какой там аффект- просто буйство в гневе.
В первую очередь по пьяни, что вообще не говорит о состоянии психики.
Да и Ам не был, на мой взгляд, психопатом, просто распустил себя, не хотел контролировать эмоции. Но это мое мнение.
По мне тоже не был, просто холерик классический.
Но даже психопат был бы лучше того, что в фильме.
У меня было впечатленние, что разжевывать детали зрителю, не знающему всю эту историю, в планы Стоуна не входило.
Не входило, и некогда было. Но разжевывать - это одно, а вот упорядоченно изложить специфический материал, чтобы было понятно даже дилетанту - а среди зрителей таковых большинство - совсем другое.
так и документалка вышла в преддверии выпуска последней версии,которая поступила в продажу, на том же диске. Это если о кассе говорить.
Т.е. зритель сперва должен диск купить, чтобы эту документалку увидеть
С другой стороны, его сарисса всяко там не 14 метров, в случае чего можно и так использовать.
14 м - это уже рельса, а не сарисса