четверг, 09 сентября 2010
Название: Бентен Кодзо/Benten Kozo (Hibari Ohako Benten Kozo)
Тип: полнометражный фильм (Япония)
Жанр: историческая драма, дзидайгэки
Год выхода: 1960
Режиссер: Ясуси Сасаки
В ролях: Мисора Хибари, Сатоми Котаро, Вакаяма Томисабуро, Катаока Тизо

...и ещё один фильм по мотивам классической пьесы Кабуки "Shiranami Gonin Otoko" (1862) о пяти грабителях. Пьеса включала пять актов, но иногда ставили (и сейчас ставят) третий и/или четвертый акт, которые включают знаменитые диалоги каждого из разбойников. Есть три экранизации пьесы (ну мне удалось насчитать столько):
1) немой фильм 1928 года, с Хасегава Кадзуэ в главной роли (говорят, он сохранился даже)
2) фильм режиссера Дайске Ито 1958 года с Итикава Райдзо
в главной роли 3) - вот этот фильм с Мисора Хибари.
читать дальшеЗа второй готова отдать полцарства и коня в придачу... Первый посмотреть было бы тоже неплохо, так как помню Хасегава Кадзуэ по роли в "Мстя актера" 1963-го года, до сих пор икаю. (Вероятно актер был неплох собой в молодости, хотелось бы верить в смысле.) О чем, собственно речь... Главный герой - сирота Кикуноске (он же впоследствии Бентен Кодзо) живет при храме, изучает театральное и боевое искусства. Алчный настоятель храма продает его наиболее щедрым пожертвователям. (Только в этом фильме всё прилично - пожертвователь женщина. Ну можно подогадываться, что было в оригинале...) Кикуноске теряет терпение и уходит из монастыря. Но в этот вечер злодей убил в монастыре женщину и во всём винят Кикуноске. Он разыскивает мать, но та оказывается подлой женщиной и сдает его властям. Кикуноске бежит прочь, осерчавший, и в итоге вступает в шайку благородных разбойников. Все вместе они пытаются ограбить магазин тканей. Здесь будет ключевая сцена произведения - Кикуноске приходит под видом знатной молодой девушки, но его разоблачают. Он сменяет культурную речь на уличный жаргон и скидывает рукав кимоно, демонстрируя татуировку на руке. Это была сложная роль в пьесе. В Кабуки ведь были актеры, играющие только мужские роли и актеры, игравшие только женские, так что трансформация из мужчины в (убедительную) женщину и обратно была просто таки недетским испытанием. Сценарий фильма, конечно же, был сильно изменен, но ключевые моменты остались. Грабители успели облагородиться, к примеру, теперь они раздают награбленные у капиталистов деньги бедным, хотя в оригинальной пьесе они грабили и убивали очень даже для себя. (Кто изменил сценарий и когда осталось для мня загадкой, так как я не нашла вразумительного ответа, с кого и как делали ремейки.)
Фильм позитивный и пряничный. Снят почти полностью в павильоне. (Только две сцены на природе.) При съемках, как и положено всем фильмам тех годов, не пролили нисколько крови, хотя в конце минут десять махались. Много театральных элементов. (Что тоже не ново.) Что касается актрисы, сыгравшей Бентена... то мне трудно понять, в чем прикол брать на главные мужские роли женщин. Может это кинк такой? А женщина, которая играет мужчину, который играет женщину - это вообще тогда кинк! Но Мисора Хибари молодец. Она не очень-то и похожа на женщину (плакат обманчив (фотошоп был уже тогда!)), а очень похожа на юношу. (В целом, её подводит только рост.) Ну и конечно, она совсем похожа на женщину в сцене с переодеванием, хотя сцена с раздеванием у Итикавы получилась всё же, как-то лучше (ИМО).
приложение
Бентен Кодзо и хорошая девушка

Кстати, кто не знает, Мисора Хибари в прошлом веке была убер-популярной певицей. Продала восемьдесят миллионов копий пластинок, записала 1200 песен и снялась в диком количестве фильмов. (И довольно много сыграла мужских ролей.)
Ключевая сцена 1 - разоблачение в магазине

Вторая по важности сцена - акт 4: рассказ разбойников о своей жизни на берегу реки

И немного про другие варианты:
Естестенно, Бентен Кодзо часто изображался на гравюрах. Точнее, известные актеры Кабуки, исполнявшие эту роль.

А это сцена уже из настоящего (я недеюсь) театра:

Бентен Кодзо на спине якудза. Оцените крутоту персонажа.

@темы:
кино,
история/биография,
рецензия,
драма