Название: Море внутри / Mar adentro
Тип: полнометражный фильм (Испания, Франция, Италия)
Жанр: драма, мелодрама, биография
Год: 2004

Закройте глаза… Послушайте тишину, услышьте в ней отдаленный шум прибоя… Представьте, что где-то неподалеку морской берег… Там дует свежий бриз, клокочут чайки… Солнечные лучи отражаются от воды и заполняют собой весь воздух… А вы сидите в тени скал, где нагретые за день скалы источают сильный жар, от которого трудно дышать… Стоит сделать пару шагов, обогнуть склон и вы окажетесь в раю… Но, к сожалению, вы не сможете сдвинуться ни на дюйм. Ваше тело существует отдельно от вас. Оно аморфно и безжизненно. Вы полностью парализованы…
Согласитесь, не особо приятное ощущение? Но вы-то можете открыть глаза… А вот он нет. Он лежит так уже двадцать с лишним лет. И даже открыв глаза, он увидит перед собой потолок, а не небо, и тело его все также мертво.
Испанский кинорежиссер Алехандро Аменабар берет тяжелую судьбу человека, обреченного до конца своих дней находиться во власти своего парализованного тела, за основу фильма «Море внутри».
СпойлерыКомпозиция сценария довольно проста в хронологическом плане. С самого начала зритель знакомится с Рамоном (Хавьер Бардем), уже прикованным к кровати. Потом герой вспомнит, а зритель поймет, как это с ним произошло. Также здесь присутствует лирическое отступление, сон Рамона, видение, где он полноценный человек, у которого, помимо души, живо и тело. Аменабар вводит одну из главных героинь, адвоката Хулию (Белен Руэда), тоже отчасти инвалидом. Она хромает и ходит с палочкой. Разумный зритель сразу догадается, что это неспроста, а это важнейшая деталь, которая развивает сюжет. И во сне Рамона она тоже здорова…
Во время сна Рамона, Хулия читает стихи, написанные им. Здесь звучит музыка Вагнера (вообще любимая музыка Рамона), но нет ожидаемых зрителем произнесенных Хулией строчек стихов. Это огорчает. Но это, пожалуй, единственное и довольно незначительное разочарование во всем фильме.
Изначально Хулия одна из тех, кто стремится вернуть Рамону счастье самой жизни. Но потом она, не найдя выхода, хочет умереть, и теперь Рамон говорит ей, что нужно жить, хотя бы ради выкуренной вдвоем сигареты, прочитанных писем, проведенных вместе минут… Но в этот момент, когда он берет на себя ответственность за жизнь другого, и когда ему приходится находить в себе силы жить дальше, он становится похожим на остальных людей. До этого он очень отзывчивый и добрый, но теперь в нем появляется энергия, и он уже совсем не тот, что был раньше. С племянником он ведет себя отчасти нагло, проявляет свой характер, который возможно был ему присущ до катастрофы. Но это едва уловимо… А вообще на протяжении всей картины он проявляет незаурядный оптимизм. Он, будучи тяжело больным, неспособным самостоятельно существовать, периодически посмеивается над своим положением, над своей беспомощностью. «Если будет скучно, спущусь и сварю себе кофе…», «Боюсь упасть и сломать себе шею…» Зрителю вообще трудно поставить себя на место главного героя, но тем не менее степень сопереживания выше среднего.
Хавьер Бардем старательно изучал роль, иногда даже в перерывах между съемками оставаясь в роли, т. е. не двигался. Над его телом замечательно поработали гримеры, художники: грим на 30-летнем актере почти незаметен, но возраст персонажа вполне определим. Его тело выглядит как у настоящего паралитика. Кисти рук изогнуты и неподвижны…
Это самая сложная работа Бардема, ведь здесь в его распоряжении только мимика. Она не наигранна, реальна и этим берет зрителей. Его добрые и красивые глаза, внутри которых море, неподдельно говорят о внутренней боли, от которой герой хочет избавиться посредством эвтаназии.
Белен Руэда, напоминающая чем-то Эммануэль Беар, а улыбкой ассоциирующаяся с Фэй Данауэй, не очень известная актриса, но тем не менее ее игра ненавязчива и легка.
Оператор тоже легко передает действие, просто войдя в ситуацию. Можно провести параллель между способом съемки и изображаемыми персонажами. Рамон появляется в статичном кадре. Остальное же по большей части снимается горизонтальным тревеллингом, или, по крайней мере, не стоящей на месте камерой.
Музыку Аменабар написал сам. Это нечто вроде классики с чередованием народно-инструментальных мелодий.
Вся картина выполнена в легкой цветовой тональности. Бледно-зеленый, бледно-желтый, синий, голубой, белый. Но яркими вспышками появляются у кровати Рамона женщины в малиновых кофтах…
Главный герой чувствует себя обузой, бременем для всех родных, которые его окружают, опекают, ухаживают за ним. Он полагает, что именно его смерть облегчит жизнь его семьи. Тем более, что его брат, сорвавшись, произнес «Мы – все твои рабы!» Но в этой фразе, помимо того отчаяния, усталости и боли, что прижились внутри каждого члена семьи, можно узреть простую и светлую мысль: «Мы любим тебя». Ведь не зря Аменабар показывает эпизод, когда у его постели сидят то одни, то другие родственники, и лица их всех освещены настоящей улыбкой. И окружающие и Рамон счастливы. И он абсолютно не одинок! Его все любит не взирая ни на что… Даже Жаннетт, которую он просит о своем умерщвлении, соглашается предоставить ему моральную и психологическую поддержку на протяжении многих лет, вместо минутной процедуры убийства… И ей больно слышать его окончательное решение…
Это даже не эгоизм, это отчаявшаяся душа, преследуемая мыслью о бесполезности всем окружающим… Это мания, рожденная его параличом…Сердце его тети, племянника… Они разрываются когда его забирает Роза.
Но ведь море, отобравшее у Рамона жизнь, если посмотреть с другой стороны, оно дает ему второй шанс. Он не умер! А остался жив, а это значит, что есть люди которым он не безразличен. И после трагедии, море его души покрылось льдом паралича, но ведь сама жизнь в глубинах не прекратила своего существования. А это самое главное. Автор на стороне героя. Он делает финал позитивным, полным надежд, что после смерти страдающему все-таки будет лучше.
А если разобрать его жизнь повнимательнее, то можно обнаружить, что в юношестве и молодости он путешествовал и повидал многое. А после «неудачного прыжка» он потерял возможность продолжить свой исполнение мечты. Ведь многие люди в начале своего жизненного пути мечтают о том, чтобы в старости иметь возможность путешествовать по всему миру… А у Рамона это произошло наоборот. Он до своих двадцати лет увидел очень много… и поэтому судьба повернула его туда, где он больше ничего не увидит. А значит и жизнь-то больше не имеет смысла для него.
Ошибочно полагать, что основная проблема фильма в самом освобождении от жизни тяжело больных людей, что называется эвтаназией. Это лишь способ, к которому прибег режиссер, чтобы доказать извечные истины. Аменабар не решает вопрос о том, кто прав, а кто виноват в такой ситуации, а говорит нам, что жизнь быстротечна, и неизвестно что может случиться с тобой завтра. И поэтому нужно жить так, что бы потом не было обидно за бесцельно потраченное время. Нужно уметь радоваться жизни, несмотря на то, какой она к вам повернулась стороной.