21:04

Морфий

У меня есть время подумать
Название: Морфий
Тип: полнометражный фильм (Россия)
Жанр: драма
Год: 2008

Леонид Бичевин (на фото), Ингеборга Дапкунайте и Андрей Панин в новом фильме Алексея Балабанова "Морфий". Сценарий Сергея Бодрова-младшего по мотивам произведений Михаила Булгакова.

читать дальше

@темы: кино, рецензия, драма

Комментарии
28.12.2008 в 21:23

просто дурацкая подпись
а мне не понравился
28.12.2008 в 22:18

Зима пробуждает аппетит. Пока на улицах лежит снег, шоколадное пирожное - лучшее лекарство. (c)
мне тоже... от Булгакова там, имхо, ну ооочень мало.
просто получилась очередная чернуха от "великого режиссера"
28.12.2008 в 23:37

Внутри себя я тусуюсь
Мне не то чтобы не понравилось, но как-то просится слово "балабановщина"... Слишком уж всё ожидаемо и предсказуемо, мы всё это у него уже видели... Режиссер, конечно, должен быть узнаваем, но не однообразен...
29.12.2008 в 00:04

А алебастровый мир достаётся мне. Ну куда мне его девать?
просится слово "балабановщина
очередная чернуха от "великого режиссера"
Поддерживаю. Подчёркнуто неприятного еврея и минета в деревенских интерьерах уже достаточно, чтобы лишить сие произведение настроения булгаковских "Записок".
29.12.2008 в 01:31

знание приносит страх (с)
смешной и забавный, но бред. реально) морфий всему голова и от всего лечит)) смотреть не приятно
29.12.2008 в 08:50

мятное превосходство
вообще ни о чем.
евреев не видела.
29.12.2008 в 10:21

Смените фон. Читать же невозможно.
29.12.2008 в 11:43

просто дурацкая подпись
смените настройки компьютера
29.12.2008 в 15:50

Все умрут, а кино останется
iow
после НГ планируется редизайн сообщества на более читабельный.
спасибо
29.12.2008 в 21:25

Помню реакцию зрителей, что сидели в кинотеатре, после просмотра...уже идут титры...они сидят, титры кончились - сидят. Впечатляет, хотя не то, что я ожидал (возможно в этом есть прелесть - в неожиданности)
30.12.2008 в 12:15

Отвратительный фильм (имхо). Ждала чего то психологического, запоминающегося, глубокого - а получилось не пойми что. Ничего неожижанного в этом не вижу, давно не люблю Балабанова, но тут в глубине души на что-то расчитывала.
Фильм слабый, мотивации героев неубедительные. Кололись они, кололись... дальше то что? Что он хотел этим сказать - не употребляйте, детки, наркотики, это плохо, пнятненько?
Еще этот его натурализм... "Ценители" конечно скажут, что я ничего не поняла, но к чему это сгущение красок? И так чернуха чернухой, так еще и на раздробленные кости смотреть - в этом искусство? Фильм совсем не глубок, просто отвратительное зрелище, типичный балабановский прием - эпатировать. Не удивлять, не поражать, а эпотировать.
Обидно, когда его главным нашим режиссером называют...
30.12.2008 в 12:25

просто дурацкая подпись
да ну,что вы.какое-эпатировать.какое-отвратительно.
это же просто пустой фильм
30.12.2008 в 12:34

чайка Ча ну да, пустой, я об этом написала, но режиссер явно пытался произвести впечатление, иначе не показывал бы столько неприглядного, где это не оправдано.
30.12.2008 в 12:50

просто дурацкая подпись
просто я сравниваю с грузом 200.)
он явно деградирует, в морфии почти нет отвратительного
30.12.2008 в 14:12

чайка Ча о да, Груз 200 был просто "шедевр", самое интересное, что нашлось много людей, которые им восхищались. Согласна с вами, девушка, насилуемая бутылками, бомжом, в сопровощдении мертвого возлюбленного, это действительно намного хуже, чем какие-то раздробленные ноги и разрезанное горло...))
06.01.2009 в 20:08

Я вот читаю и начитаться не могу... Глазки мне конечно убрать пару
раз хотелось, но...Но вот в чем дело...
Вы обратите внимание как Балабанов воздействует на зрителя при помощи музыки! Это уже просто его коронка.
Можно сравнить с "Груз 200": мы видим, что творится в стране реальное мракобесие, а при этом из всех радиоприемников, телевизоров звучат веселенькие попсовые песни, и все сидят у голубых экранов, и всем до жопы, что происходит за стенами их квартир(простите за выражение). А в "Морфий"? Вы вспомните последние кадры фильма... вокруг не мракобесие - просто мрак, и хуже уже в этой стране вряд ли будет, хотя бы при нас с вами... А люди сидят в кино, смотрят тупой фильм, слушают веселую музыку и все... и все как всегда. А на дворе 1917 год... ну да ладно.
Я не знаю зачем наподать на Балабанова за "отвратительно и жестоко"? Да если бы это был Балабанов такой... Люди такие, а Балабанов - режиссер, и как режиссер он показывает людей такими какими они являются. Понимаю, что возможно вы захотите написать, что мол есть много в людях хорошего - есть. Но если мы будем только смотреть на
хорошее, то картина будет не полной.
Да и милые мои "ихтиандры", которым глубина показалась маленькой, может просто не тот аквариум?
Ну все последнее: "Мало от Булгакова" - так и да! Фильм по мотивам... а это есть не что иное, как ... нет-нет даже не вольная трактовка, а взят сюжет, но наполнен именно тем, что хочет сказать режиссер, а не писатель... Но оба молодцы несомненно.
"Морфий" - хороший фильм хорошего режиссера, по мотивам произведений хорошего писателя. :)
06.01.2009 в 20:40

xell_zer0

Вы обратите внимание как Балабанов воздействует на зрителя при помощи музыки! Это уже просто его коронка
Ага, зачастую такое ощущение, что кто-то включает магнитофон. Эту "коронку" вы в любой американской мелодрамке найдете.

Понимаю, что возможно вы захотите написать, что мол есть много в людях хорошего - есть. Но если мы будем только смотреть нахорошее, то картина будет не полной.

То есть вы считаете, что в кино надо показывать любо розовые сопли, либо чернь? А как-то к золотой середине прийти нельзя?

Да и милые мои "ихтиандры", которым глубина показалась маленькой, может просто не тот аквариум
Ну да, это конечно "кино не для всех", тут просто никто ни черта не понял. Ясно.

Ну все последнее: "Мало от Булгакова" - так и да! Фильм по мотивам... а это есть не что иное, как ... нет-нет даже не вольная трактовка, а взят сюжет, но наполнен именно тем, что хочет сказать режиссер, а не писатель... Но оба молодцы несомненно.
Ваш замечательный режиссер просто тупо воспользовался именем талантливого русского писателя и ныне покойного Бодрова, чтобы сделать своей мерзкой киношке хороший пиарчик, потому что если бы не "по мотивам Булгакова" половина зрителей не тратила бы свое время на это.
О, Балабанов, какой молодец "наполнил" фильм тем, что хотел сказать сам, а не Булгаков... А я, как любитель Бугакова скажу, что это было просто противно.
06.01.2009 в 22:06

прикрываете любовью к Булгакову ненависть к Балабанову)
06.01.2009 в 22:10

#pierre# я действительно люблю Булгакова. А на Балабанова мне наплевать попросту.
06.01.2009 в 22:19

ну так не смотрите его, не смо-три-те. Самый лучший способ демонстрировать свое неуважение к режиссеру, писателю, музыканту - просто игнорить его творчество. Просто, я сейчас ничего кроме заинтересованности и ненависти к Алексею Октябриновичу не увидел, если честно. Какого-то презрения или пофигизма совершенно незаметно. Я тоже люблю Булгакова, но любая экранизация его произведений лично мною рассматривается как отдельный сценарий (кстати, сценарий написан Сергеем Бодровым мл. по мотивам "Записок.."). У вас будто бы личные контры с Балабановым, чесслово))
06.01.2009 в 22:36

#pierre# вы преувеличиваете. я просто высказываю свое мнение.
06.01.2009 в 23:00

просто мне кажется к фильмам Балабанов нужно относится как к особого рода жанру кино. Скажем кто-то любит комедии, а кто-то псих.драмы, при этом поклонники комедийного кино "не кушают" драмы, а ценители второго не смотрят комедии, то же самое и здесь..."балабановщина" из-за своего натурализма может просто не кушатся с ее раздробленными костями и мухами. Ведь на свете много других фильмов, от которых попахивает этими самыми костями и трупаками - нервов не хватит на каждом из них останавливаться и комментировать. Не помню здесь или не здесь я видел слова о том, что сейчас тенденции на жуть, которая прикрыта пленкой трагизма и психологизма. Я абсолютно с этим согласен, кино на мой взгляд сейчас просто болеет...сильно болеет, лихорадит просто. Хотя, кто избалован изысками, мне кажется, найти подобное нетрудно. Выбор есть, а значит не все так плохо.
06.01.2009 в 23:03

#pierre# ладно, я просто скажу вам, что меня бесит не сам Балабанов, а что его пытаются представить выдающимся режиссером. Может конечно я ничего не понимаю и все такое, но я в его фильмах не вижу НИ-ЧЕ-ГО.
06.01.2009 в 23:13

Sadie. самое главное, что он ниче о себе такого не заявлял, а просто снял. Так что здесь уже ни Балабанов ни Морфий покойного Сережи Бодрова не виноваты. та-да!) виноваты кинофесты и кинокритики) Хотя согласен, что как режиссерская личность Балабанов - никто, его работы просто вышиты из провокационных картинок и фразок, ничего более, но то как он владеет этим искусством провокации...ох и ах)
06.01.2009 в 23:16

что как режиссерская личность Балабанов - никто, его работы просто вышиты из провокационных картинок и фразок

ну вот мы с вами и пришли к единому мнению) ура)
06.01.2009 в 23:21

но он хороший провокатор, просто потрясный...
как режиссер он мне не нра, но я люблю его "Мне не больно", больше чем все фильмы Киры Муратовой, которую очень люблю как режиссера....вот такой парадокс.
06.01.2009 в 23:48

#pierre# Мне не больно????
Это же просто сопливая мелодрама, там куча недостатков
06.01.2009 в 23:57

Андрей Плахов


«Морфий» выходит на фоне еще не изжитого скандала вокруг «Груза 200». Хотя в сегодняшней ситуации новая работа вряд ли принесет Алексею Балабанову особенные дивиденды, в его фильмографию она впишется отдельной крупной строкой.

Балабанов только использует тему (молодой врач в российской провинции в разгар большевистской революции становится морфинистом) и стиль (пламенеющий модерн в сплаве с жестким натурализмом) для личного, можно сказать, интимного высказывания о смерти души. Его характер подчеркивается на редкость явной идентификацией автора и персонажа — врача Полякова. Хотя вдвое младший режиссера артист Леонид Бичевин с правильным статичным лицом, конечно, мало похож на Балабанова, но внутренне они близки целым комплексом травматических свойств — уязвимостью, состраданием к бедам русского народа и склонностью к распаду, которую этот народ как мало какой другой умеет культивировать. Вторым свидетельством личных, национально окрашенных намерений режиссера становится великолепная роль Ингеборги Дапкунайте — фельдшерицы Анны Николаевны, разделяющей порок и жребий главного героя. Приглашая западную (по происхождению и по стилю) актрису сыграть русскую бабью жертвенность, Балабанов следует известной российской традиции, высокомерно презирая «буржуйский Запад», одновременно тянуться к нему, как мужчина тянется к красивой недоступной женщине.

Как всегда, режиссер насыщает свое кино провокациями, которые делают зрелище «невыносимым» для чувствительного глаза и сердца, благо провинциальная больница дает в этом смысле бездну возможностей: отпиленная женская нога, разрезанное детское горлышко, роды с неверным поворотом ножки и выходом из заветного места младенцеобразной куклы стоимостью в двадцать тысяч долларов.

После этого данс-макабра такие мелочи, как вуайеристское любование девичьей попкой в туалете или стыдливо изображенный минет (сцена, которую отказалась сыграть Рената Литвинова и честно выполнила другая актриса) выглядят чисто балабановскими приколами, к которым трудно относиться без юмора. Но и закаленных зрителей, уже два десятилетия переваривающих самую крутую «балабановщину», режиссер ухитряется шокировать зрелищем отвратительного еврея, не только крадущего морфий для гнусных целей, но и чуть ли не возглавляющего в регионе большевистский заговор.

Еще до выхода фильма о нем сказано и напечатано изрядное количество глупостей. Две из них наиболее выдающиеся: что после «Морфия» жить не хочется и что это кино не близко широкой аудитории. Разумеется, желания жить у сходивших на этот просмотр не прибавляется, ну так умрите на здоровье и обвините в предсмертной записке Балабанова, если все остальное вокруг, кроме этого злосчастного фильма, вас устраивает. Примерно то же самое говорили по поводу «извращенных и упаднических» картин Ингмара Бергмана его соотечественники-шведы, к которым всегда были готовы присоединиться бдительные советские кинокритики. Это не помешало тем же шведам, и даже некоторым из тех самых советских критиков оплакивать кончину Бергмана как великого гуманиста.

«Простые зрители», в отличие от профессиональных критиков, не обязаны отличать искусство от жизни, но именно они в своем подавляющем большинстве как не пошли на «Груз 200», так не пойдут и на «Морфий», который грузит еще на добрую сотню единиц. Так что в данном случае совершенно нечего волноваться тем, кто считает критерием значительности и полезности фильма массовый успех: лучше бы они задумались о том, почему так популярны и массово успешны были идеи Гитлера или Сталина.

Здесь, однако, возникает зловещее слово «антисемитизм», и в дискуссию вступают блюстители политической корректности. Они довольно убедительно доказывают, что показать плохого русского, поляка или американца, не говоря о немце, сам бог велел, а вот еврея не троньте. Причина, очевидно, в том, что это было угнетенное меньшинство, которое благодаря революции и марксизму-интернационализу поднялось с колен. Ну а что бывает с поднявшимися с колен нациями, которые начинают беспредельничать, мы хорошо знаем по целому ряду исторических примеров, из которых последний нам особенно близок географически. Мне кажется, что за свой «антисемитизм», реальный или мифический, Балабанов сам ответит где положено, а в качестве свидетелей потащит за собой двух покойных соавторов — Михаила Булгакова (чьи рассказы положены в основу сценария) и Сергея Бодрова-младшего (который этот сценарий написал, введя и тенденциозно укрупнив еврейский мотив). Вот пусть в этом месте с этим делом и разбираются.

Спорить об искусстве с точки зрения идеологии вообще довольно бессмысленно, ибо никакой анализ не способен вызвать в человеке те чувства, которые художник не сумел в нем пробудить. Поэтому речь не о том, чтобы противопоставить одним аргументам другие, а о том, чтобы поделиться тем мощным художественным впечатлением, которое этот фильм заставил пережить, а такие люди есть. С их точки зрения, «Морфий» — сильное, жестокое, «упадническое» произведение Балабанова, режиссера консервативного по содержанию, а в этом фильме — и по форме тоже, ибо декаданс и авангард давно вышли из моды. В отличие от «Груза 200», от «Морфия» отвернется значительная часть «прогрессивной критики», не найдя в нем волнующей актуальности. Но как сильно действующий наркотик, он останется жить вместе с вопросами о трагическом смысле/бессмысленности жизни, которые остро стояли еще до появления слова «экзистенциализм» и никуда не денутся после его девальвации.



P.S.
Андрей Плахов - председатель федерации искусствоведов и кинокритиков мира
07.01.2009 в 00:12

"Мне не больно" это отдельный разговор. просто не лапайте его своими руками и все. трогайте и без ваших плевков чернушные груз 200 и Морфий. А Мне не больно - не надо. иногда на недостатки и даже их кучи можно закрыть глаза, если они у вас болезненно язвят везде и всюду, дабы найти еще хоть какой-нибудь аргумент против Балабанова и его признанной успешности, то это проблема исключительно ваша и естественно недостаток, теперь уже не Алексея Октябриновича, не фильма, не сценариста, а ваша. Цинизм в критике хорош в меру.
07.01.2009 в 00:14

Как всегда, режиссер насыщает свое кино провокациями, которые делают зрелище «невыносимым» для чувствительного глаза и сердца, благо провинциальная больница дает в этом смысле бездну возможностей: отпиленная женская нога, разрезанное детское горлышко, роды с неверным поворотом ножки и выходом из заветного места младенцеобразной куклы стоимостью в двадцать тысяч долларов. - угу