Фильм «Побудь в моей шкуре» оказался скроен под стать своей героине. Словно рядовая жертва загадочной Лауры(Скарлетт Йоханссон), зритель, соблазнившийся красивой шкуркой НФ и не менее красивой фигуркой Скарлетт, прыгает в минивэн повествования и безропотно позволяет увлечь себя в "темные воды" артхауса, который прячется под этой маской.
У фильма действительно много "шкурок" и оттого много путей, по которым он мог бы пойти. Если б фильм сильнее опирался на книгу-первоисточник, то получилась бы мрачная философская научно-фантастическая картина. Углубить чуть больше документальную составляющую - вышел бы даже практически не псевдо, а почти настоящий документальный фильм о Земле и людях, показанный глазами представителя внеземной расы. Больше "пугалок" и чудищ - проходной ужастик. Углубиться сильнее в персонаж Лауры и "облегчить" повествование - вышел бы «Ешь, молись, люби» с инопланетянкой в главной роли. Перемонтировать фильм, вставив в него те моменты, когда жителям Глазго объясняли, что их снимала скрытая камера - готовый выпуск для передачи "Розыгрыш".
Вместо этого фильм взял понемногу от каждого "варианта", но все они остались лишь частью прикрытия. А уж что увидится зрителю under the skin, зависит от него самого.
Фильм точно не стоит смотреть ради внятной истории, обоснуев и объяснений. Потому что их нет. Вообще. Можно, конечно, прочесть книгу, но фильм настолько сильно от неё отличается, что даже режиссер рекомендовал воспринимать их, как отдельные произведения.
Собственно, даже тот факт, что героиня Скарлетт - инопланетянка, взято из книги. В фильме это просто некто в облике привлекательной женщины, по какой-то причине похищающий мужчин с улиц Глазго. Кстати говоря, всё это происходило почти по-настоящему: Скарлетт Йоханссон на самом деле каталась по Глазго на маршрутке минивэне и кадрила мужиков на улице, заманивая их в машину. Практически все уличные сцены снимали с помощью скрытых камер, а "жертвам похищения" потом объясняли, что это розыгрыш съемки фильма, и предлагали сняться в продолжении. Скорее всего, соблазняя тем же самым, чем соблазняла героиня в фильме — обещанием голого тела актрисы.
И такой подход используется в фильме максимально. Кроме Скарлетт, профессиональных актеров в фильме нет, а большая часть снимающихся даже и не знала, что где-то снимается. Прохожие в фильме - самые обычные прохожие, а не специально набранная массовка, парни, с которыми флиртовали - действительно повелись на приглашение от красивой женщины "покататься на машинке", таинственный мотоциклист сыгран настоящим мотоциклистом, мужчина с нейрофиброматозом действительно сыгран человеком с этим заболеванием, человек, что приютил Лауру дома, действительно живет в этом доме. Диалоги практически отсутствуют, а большая часть того, что есть - чистая импровизация.
На фоне совершенной реальности окружения игра Скарлетт, что естественно, очень выделяется. Поначалу совершенным своим отсутствием. Каменное лицо, никаких эмоций. Но чем больше за ней наблюдаешь, тем больше замечаешь изменений. Выражаясь в анимешных терминах, Лаура - это Нагато Юки, а зритель - Кён. =) Так же, как и Кён научился замечать мельчайшие изменения в поведении своей молчаливой подруги и полюбил их, так и зрителю предлагается маленькими порциями, с помощью пристального наблюдения попытаться понять, что происходит во внутреннем мире героини. И чем ярче становится внешнее проявление эмоций героини, тем сильнее они ударяют по зрителю.
Также однозначно не рекомендую фильм тем, кто не любит медленные, созерцательные фильмы, предпочитая динамику. Ритм фильма очень медитативный, с циклично повторяющимися сценами и отсутствующей большую часть времени музыкой. Но за счет этого фильм обладает гипнотическим действием - резкий контраст между реальным и таким знакомым миром и пустой черной "комнатой" и яркими вспышками, привычные звуки и шумы города, сменяющиеся резкой, скрипящей, давящей на мозг музыкой - всё это при соблюдении определенных условий может погрузить зрителя в странное оцепенение.
Это фильм не из тех, что нуждаются в анализе, его нужно прочувствовать. Именно этого и желал добиться режиссер, сказав в одном из интервью, что попытался создать фильм, который с помощью визуальных средств должен обойти аналитическую часть мозга и говорить напрямую с подсознанием. И так же, как и в случае с гипнозом, технику которого фильм пытается скопировать, есть люди, которые такому "гипнозу" могут просто не поддаться.
На поверхностном уровне это очень простой фильм, с завязкой, кульминацией и развязкой, с четкой и законченной историей. Но если смотреть только на эту сторону, это будет просто скучный фильм. Его стоит смотреть, отдавшись на волю чувств и погрузившись в эмоции героини, её одиночество, рутину, и попытку этому противостоять. Побывать в её шкуре, так сказать. Это тот случай, когда гораздо более важными, чем сюжет, становятся собственные мысли и образы, что появляются во время просмотра. Фильм, во время которого стоит "отключить мозг", но в хорошем смысле этих слов.=)
Итог: артхаус в чистом виде, восприятие которого очень зависит от самого зрителя, его настроения и настроя, и даже от окружающих условий. Истина в глазах смотрящего, в данном случае в самом прямом смысле.
..мм, если бы этто была не секси леди вроде Йох, я бы посмотрела. увы, как бы артхаус не стремился уйти от стереотипов обычного кино, он неизменно им следует.
Вукадин Вуядинович, тут можно книгу посоветовать - там она как раз не была красоткой) А фильм тут пошел по проторенному пути, да) Но критики, кстати, восхваляют фильм за темы феминизма и критику сексизма: мол, женщина, специально созданная только ради того, чтобы быть сексуальным объектом для мужикофф, обнаруживает в себе личность и протестует против такого обращения) Ну и концовка тоже всех навела на такие мысли, но там уже спойлеры.
Насчет гипнотического действия - это прям в точку. Еще не посмотрев половины, поняла, что фильм не понравится, но никак не могла вырубить) Только финал и "разбудил" (хотя также не понравился), с этим снегом-как-пепел чувствовалось прямо облегчение - будто это была не спойлер,можетпоминальная нота героине, а для зрителя.
Насчет гипнотического действия - это прям в точку. Еще не посмотрев половины, поняла, что фильм не понравится, но никак не могла вырубить) vipierro, ура, не только на меня так фильм подействовал.
vipierro, ура, не только на меня так фильм подействовал.