Название: Пианист (The Pianist)
Тип: полнометражный фильм (Германия, Франция, Великобритания, Польша)
Режиссёр: Роман Полански
Продолжительность: 150 минут
Жанр: драма, биография
Год: 2002
Описание: Фильм повествует о судьбе Владислава Шпильмана — выдающегося польского пианиста, еврея по национальности. Вынужденный жить в Варшавском гетто во время Второй мировой войны, он сполна познает вкус унижений, страдания и борьбы. Один из офицеров отступающей немецкой армии обнаруживает его среди руин разрушенного бомбежками города и помогает ему выжить (kinopoisk)
картинки и немного спойлеров
Роман Полански за свою жизнь снял много хорошего, отменного, шедеврального и просто неплохого кино. "Пианист", пожалуй, самая известная его работа, чего бы там ни говорили олдскуловские поклонники его таланта, превознося режиссёра королём психологического триллера. Не мог польский еврей, сбежавший из Освенцимского лагеря и потерявший там мать, снять плохую картину про польского еврея, чудом избежавшего Освенцимского лагеря, но потерявшего там всю семью. В какой-то мере фильм можно назвать биографическим, потому что явно какие-то фишки были взяты не только из автобиографии самого Шпильмана, но и из личного опыта. Андрей Миронов умер во время монолога Фигаро, потому что слишком вживался в роли и надрывался вместе с героями. Здесь же режиссёр живёт каждым моментом, взглядом массовки, разрушенным варшавским гетто, выстрелом, вздохом и отчаянным шёпотом. Сейчас откровенность ценится как нечто раритетное и почти недоступное, а Полански пропустил всё через себя.

Итак, в центре картины мы видим талантливого пианиста Владислава Шпильмана, работающего на польском радио, которого все любят и уважают. Но, как мы помним из уроков истории, 1 сентября 1939 года для Польши стало несчастливым днём — немецкие войска вторглись в страну. Честно говоря до сих пор становится унизительно стыдно за договор Молотова-Риббентропа: как можно было откупиться другой страной и хитрожопо ждать, что СССР пронесёт фашистская волна. Впрочем, это снова повод для межполитических столкновений, не будем о печальном. В общем, были у Владислава брат, две сестры и замечательные родители — крепкий такой клан, который держится друг за друга и готов выручить, идеальная иллюстрация к понятию "семья". Сначала их переселяют в гетто, потом в рабочие районы, а затем загружают в вагоны на работу в известные нам лагеря. Владиславу удаётся бежать, он скитается по квартирам, зачастую слишком близко подбираясь к смерти; ему помогают друзья, бывшие коллеги, просто знакомые и даже один эсэсовский капитан.

Для художественного кино я бы сказала, что сюжет слишком патетичный и немного тошнотворный: вот главный герой, одарённый музыкант, он бедный-несчастный, терпит все невзгоды судьбы, но ему помогают все-все-все, ибо слишком опупенен, но он не сдаётся. Его бы для колорита Марти Сью окрестить. Но перед нами биографическая картина, которая вырисовывает жизнь совершенно реального человека. В "Пианиста" можно было бы добавить душераздирающую драму, которая бы выворачивала зрителя наружу, заставляя задыхаться от слёз. Но все "злачные" моменты притушёваны, чем и ценны. Они не представляются ужасающим акцентом — они просто кадры, реальные кадры жизни, которые наблюдает Шпильман из окна. Мать, задушившая собственное дитя дабы нацисты не нашли её с мужем, старенький инвалид, выброшенный с третьего этажа лишь оттого, что не мог встать поприветствовать офицеров СС, избитый старик на тротуаре, мужчина, жадно поедающий гороховую кашу с грязного асфальта, множество мёртвых тел на дороге, постоянные аресты и издевательства — сильные маркёры, но они превращены в повседневную картинку. И вот этот контраст между нашей заоконной повседневностью и повседневностью главного героя ужасает, стоит лишь о нём задуматься. Не должны смерти, страх, взрывы, голод и унижение входить в почти опостылевшую привычку. Но это реальность варшавского гетто. И это было.

В фильме много интересных и просто достойных моментов. Конечно, в первую очередь концовка, когда Владислав Шпильман прячется в разбомбированном гетто, исхудавший до костей и совсем подавленный как человек — он теперь не живёт, а отчаянно выживает. И он нашёл в одном из разрушенных домов банку с огурцами и отчаянно пытается её открыть, чтобы хоть какая-то еда упала в желудок. И в тщетной попытке открыть злополучную банку его находит немецкий солдат. Сопротивляться сил нет, да и оружие отсутствует. Остаётся лишь сила музыки: когда он играет, чтобы доказать, что он — пианист, видно, что это и реквием, и последнее счастье в жизни, которая скоро должна оборваться. Очень сильно. Середина фильма: Галина и Юрек, сестра и брат Владислава, могли остаться в гетто, а не садиться на поезд смертников, но, тем не менее, они вернулись к семье. И Владислав признаётся сестре, что раньше и не думал, что она настолько смелая и настолько преданная. Но тут же его вытаскивают из толпы и дают возможность сбежать. И Владислав бежит, оставляя семью — почти предательство и малодушие.
Понравилась героиня Галина, в фильмах редко встретишь бойкую и умную девушку, не напоминающую Мэри Сью со всеми прокачанными скиллами Лары Крофт. Она выглядела настоящей, ею хочется гордиться. Также стоит отдать должное Фрэнку Финли — из него вышел замечательный отец семейства: мудрый, спокойный и заботливый. Конечно, сложно не заметить Игру (да-да. именно с большой буквы) Эдриэна Броуди, он настолько мимикой и взглядом передавал все эмоции своего героя, что невольно теряешь связь между реальностью и ощущением от просмотра кино. Можно легко проследить, как он вместе с героем менялся: и если в начале фильма мы видим известного пианиста, любимого народом, то потом наблюдаем за опальным евреем, который уже после войны сохранял в глазах страх и затравленность.



В фильме могло быть больше грязи, но её не было. Он мог бы выйти трагичнее, но весь ужас показан обыденностью. Он мог бы выйти более лощёным, но Полански предпочёл правдоподобность. Он мог бы выйти более голливудским, но остался европейским. Да, картина тяжёлая, хоть и заканчивается выдворением фашистов из Польши. Но фильм, без сомнения, находится в категории "обязательно к просмотру".
Вопрос: Как вам этот фильм?
1. Смотрел, очень понравилось |
|
96 |
(50.79%) |
2. Смотрел, понравилось |
|
34 |
(17.99%) |
3. Смотрел, не очень понравилось |
|
5 |
(2.65%) |
4. Смотрел, просто смотрел |
|
4 |
(2.12%) |
5. Смотрел, не понравилось |
|
2 |
(1.06%) |
6. Смотрел, плевался |
|
0 |
(0%) |
7. Не смотрел и не хочу/не буду/не могу |
|
13 |
(6.88%) |
8. Не смотрел, но посмотрю |
|
35 |
(18.52%) |
|
|
|
Всего: |
189 |
@темы:
кино,
must see,
история/биография,
рецензия,
драма
Когда своя жизнь кажется дерьмом, посмотришь этот фильм и понимаешь: а все не так уж и плохо, могло бы быть и хуже.
Не отметила "очень понравилось" прсото потмоу что - да, мне неприятна тема войны и я не хочу грузить себя этим негативом. И врятли я захочу этот фильм пересматривать - может, когда-нибудь, когда забуду, но не сейчас. Но один раз его точно стоит посмотреть.
И, конечно же, Эдриан Броуди прекрасен. Эта роль у него лучшая, хотя я и другие фильмы с ним люблю. Правильного человека выбрали на роль - с выдающимся носом и всей болью еврейского народа в глазах.
Хозенфельда жаль безумно. Не заслужил он того, чтобы сгнить в лагере под Сталинградом.
Смотрела, смотрела давно. Фильм вызвал очень двойственные впечатления: он потрясающе снят, он очень "живой". Он доносит до зрителя все то, что следует. Пока я его смотрела, это был просто просмотр. Но когда он завершился, внутри было какое-то смятение. Т.е. пока смотришь, выводы для себя не можешь сделать, просто воспринимаешь-наблюдаешь, а когда "пережил" фильм, появляется очень странное чувство: ты понимаешь, что не было там ни красивых видов природы, ни каких-то спецэффектов или еще чего-то, за что большинство людей вообще смотрят и любят фильмы и говорят, что они хорошие, но это был именно Фильм. Как-то внутри ты понимаешь, что это не очередная сопливая экранизация, это действительно хорошая и качественная вещь.
Очень не понравился главный персонаж: мямля. Если бы не все эти люди, он бы погиб. Он выжил только благодаря тем, кто многим рискуя, помогал ему. И знаешь, для меня это было очень-очень странно, что люди помогали другому. Не родственнику. Он им, по сути, был никто, а они ему помогали. Это так неправильно и странно для меня было.
И жаль, что ты мало написала о немецком офицере, мне хотелось бы больше - дело в том, что для меня это была самая знаковая и любимая фигура. Человек, который, не смотря на идеологию, не смотря на войну, оставался человеком, высокоморальным, добрым, гуманным. Который на самом деле не делил людей на "арийцев-неарийцев", добрый, такое чувство, что оказавшийся не в то время и не на своем месте.
Почему нет? сообщество отличное!
И жаль, что ты мало написала о немецком офицере, мне хотелось бы больше - дело в том, что для меня это была самая знаковая и любимая фигура.
Знаешь, в этом плане я не то что не разделяю всеобщего преклонения перед Хозенфельдом. Я скорее не понимаю его (преклонения). Не то что он сделал что-то обычное или неправильное - нет, он молодец, что помогал. Но он делал то, что нормальный человек обязан был сделать. Хотя, может, я просто не прониклась им как высокоморальным, добрым, гуманным человеком, может, Томас Кречман не впечатлил как актёр, может, в фильме героя было мало, может, всё вместе или что-то ещё.
Очень не понравился главный персонаж: мямля.
Непросто быть евреем в оккупированный Польше. И я так подозреваю, что спасали все его не просто за красивые глазки, а за то, что человек был добрый и талантливый, о чём в начале фильма несколько раз говорилось. Бравада его старшего брата, Юрека, ничего семье не принесла: ни денег, ни безопасности, ни других привилегий. Владислав выбивал всё это один. Тогда все евреи по знакомым спасались - самим появляться на улице было как-то вот небезопасно.