Название: Фауст
Режиссер: Александр Сокуров
Тип: полнометражный фильм (Россия, Германия, США, Франция, Япония, Великобритания, Италия)
Жанр: фэнтези, драма
Год выхода: 2011

В кинотеатрах перед показом обычно желают "приятного просмотра", так?
В общем, это не случай "Фауста".
посмотрела. Ничего приятного в нем нет. Много сильного, жесткого, отменно некрасивого и откровенно антиэстетского. Вряд ли еще где-нибудь вам повезет увидеть столько мерзких рож сразу. Много просто шокирующих вещей. Но если вы не сбежите из зала после первых же кадров, заблевав по дороге соседние кресла, то есть надежда, что досмотрите до конца.
Фильм идет на немецком в русском закадровом переводе. Я могла бы кое-что порассказать о сюжете, но не хочу превращать пост в сплошной спойлер. Лучше, думаю, Гете почитать. Да и в голове у меня еще полный сумбур, каша и депресняк. Скажу только, что Мефистофель, он же ростовщик, безобразное и бесполое существо, фрик, чем-то напоминающий Голлума из "Властелина Колец", мастерски сыгранный экс-"лицедеем" Антоном Адасинским, в подметки не годится доктору Фаусту (Й. Цайлер) с его поистине глобальными планами по поиску и утилизации человеческой души. Мелкий бес шляется рядом, подкидывая заурядные "соблазны" и изрекая околофилософскую банальщину. Есть возможность убить? - убей и получи удовольствие, и незачем себя сдерживать. Есть невинная девица, сестра убитого солдата? - трахни и успокойся. Много денег ему бес не предлагал, но хотя бы накормил, за что - спасибо.А то страшно смотреть, какие там все голодные, в этом фильме.
Впрочем, три с половиной зрителя, сидевшие сегодня вместе со мной в кино, давились попкорном, но ели. Хруст был слышен. Меня бы стошнило.
Профессору Фаусту, паталогоанатому, некогда терзаться сомнениями и чувством вины - он всего лишь "исследователь жизни". Что есть жизнь, что есть душа, и при этом как она функционирует - вот вопросы, терзающие гетевского героя.
Любовная история, описанная у Гете, здесь сводится к некоему "опыту", и неважно, что при этом погублено две души. Фауст слишком приземлен и склонен к самоанализу, как и положено паталогоанатому. Он как будто все время постыдно наблюдает за собой и своим телом, своими ощущениями, чтобы вот так просто взять и влюбиться. "Мне нужна всего одна ночь," - говорит он бесу. "Мне будет достаточно."
Под расписку кровью получив сию "возможность", немолодой и некрасивый доктор ведет себя, как на приеме в смотровом кабинете. Кровью расписался спокойно, потому что уже успел сделать главный вывод: никакой души нет. Бога - нет. Морали - соответственно, тоже. Ощущение было такое, что Фауст вообще не тронул юную блондинистую прачку, а так, слегка..."поисследовал" и успокоился. Зачем нужна любовь, помилуйте, если найден, как у Бродского, "конец перспективы"? Зачем нужен секс, если это ни что иное, как глупая возня и обмен физиологическими жидкостями? Дальше - все, неинтересно. Интересен лишь процесс сознательного отречения от морали, который, по мнению доктора, ведет к свободе.
Поиски неуловимой души как "субстанции жизни" благополучно уводят Фауста даже от смерти, чего нельзя сказать о несчастном бесе - "профессор" попросту "убил дьявола", завалив его камнями. Мелковат бес, не того масштаба, не глобального, не дьявольского. Жалко беса. Человек сильнее. Сильный и безумный человек - сильнее в разы.
Обещали же в самом начала фильма, что "Бога - нет, а зло - есть". Ростовщик этот, Мефистофель - шут гороховый, паяц, по сравнению с доктором. По-моему, они в конце фильма благополучно меняются местами, и вывод напрашивается неизбежно: зло вовсе не дьявольской природы. Нет никакого дьявола. Все зло рождается и живет внутри самого человека, как гомункулус, созданный студентом Вагнером, учеником доктора, - внутри склянки....
О "добре" речи не идет, не ждите. "Доброта и непорочность" Маргариты (Изольда Дюшаук) - это от глупости и незнания, и не более того. Чем больше знания, тем больше цинизма и меньше доброты - такой напрашивается вывод.
Бог там тоже не живет: ему, думаю, было бы страшно в мире, где люди вечно голодны и всегда готовы к убийству ради процесса, к пороку - ради порока, а к смерти - ради исследования. В церковь ходят странного вида шлюхи, как у Феллини (есть похожий персонаж, его играет Ханна Шигулла), а еще туда же можно забежать, пардон, по нужде, если прихватило живот: "Не на улице же это делать", как считает бес.
Прекрасна только сама природа, еще не уничтоженная человеком. Глаз, уставший от созерцания искаженной реальности и мерзких рож, отдыхает только на лесных и горных пейзажах, шикарно снятых Бруно Дельбоннелем (он снимал "Амели" и одну их серий фильма о Гарри Поттере). Эти потрясающие пейзажи напоминают одновременно и Брейгеля, и Дюрера.
Эта картина - серьезнейшее исследование природы зла, заложенного в человеке. Она совсем не подходит для "приятного просмотра", она изрядно испортит вам настроение и уж точно попьет кровушки. Если вы, конечно, склонны в принципе ТАКОЕ смотреть. Но настоятельно советую, тем не менее, напрячься и не удирать из зала, даже если очень хочется.
Это все потому, что мы привыкли к кино как к синониму "развлекухи". А это - трудное кино...
Вопрос: Как вам этот фильм?
1. Смотрел, шедевр |
|
0 |
(0%) |
2. Смотрел, очень понравилось |
|
0 |
(0%) |
3. Смотрел, неплохо |
|
0 |
(0%) |
4. Смотрел, просто смотрел |
|
0 |
(0%) |
5. Смотрел, не понравилось |
|
0 |
(0%) |
6. Смотрел, плевался |
|
0 |
(0%) |
7. Не смотрел и не буду |
|
0 |
(0%) |
8. Не смотрел, но посмотрю |
|
1 |
(100%) |
|
|
|
Всего: |
1 |
@темы:
кино,
фэнтези,
рецензия,
драма
У меня он оставил очень тяжелое впечатление и долгое тягостное мрачное послевкусие, но фильм, конечно, очень хорошо сделан.