Название: Антихрист
Тип: полнометражный фильм (Германия, Дания, Швеция, Франция, Италия, Польша)
Жанр: драма, триллер, фэнтези
Год: 2009
![](http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/65/Antichrist_poster.jpg)
Рецензия от Aldo S.
Коротко о сюжете: (в этот раз я не буду все расписывать здесь)
Немолодая пара теряет сына — двухлетний мальчик падает из окна, когда родители занимаются любовью. Чувство вины, буквально, сводит с ума мать ребенка, его отец — психотерапевт, пытается помочь жене и увозит ее в старый дом в лесной чаще.
Там герои фильма погружаются в мир странных символов, в их жизнь проникает безумие и насилие. Но даже самые чудовищные страдания мужчины и женщины не в силах притупить их раскаяние и душевную боль.
В 2009 году "гений ярких драм" Ларс фон Триер снял яркий и тяжелый фильм под названием "Антихрист"...
однако...в общем, читайте дальше.
Впечатление:
Смотреть этот фильм не следует людям со слабой психикой, проявлением каких-либо психических расстройств, а также людям со слабым желудком и вестибулярным аппаратом. "Антихрист" содержит сцены, которые этим людям смотреть противопоказано. Не советую также смотреть детям (ну не до 18 конечно...) по крайней мере до 14 лет (в современной реальности человек уже знает, что есть "секс", знает о насилии, убийстве и многом другом).
Честно скажу от Триера я ожидал несколько большего. Этот "Эдем" - сад, которого так боится девушка, великолепно сыгранная Шарлоттой Генсбург, как внутренний мир одного человека - безумный, яркий, немного страшный и не реальный.
Психоаналитик (Уильям Дефо) и сам, вероятно, одержим, несмотря на то, что по жизни - он врачеватель человеческих душ.
То, что девушка удручена и скорбит по погибшему сыну - это нормально. Более того, ее психическое расстройство тоже вполне нормально. За счет показанных ранее кадров, за счет фотографий с ребенком, у которого ботинки одеты неверно, и прочих деталей мы можем сразу сказать, что героиня изначально была чем-либо одержима (например, некоторая стадия шизофрении... а может, еще что-нибудь, не берусь за психологию).
К тому же... раз взята такая тема - детальное изучение материала режиссером и сценаристом было просто необходимо. Однако фон Триер не потрудился в этом русле и снял так, как видел.
В фильме мы видим небольшой мир, в котором живет "сознание".
Этот мир - Эдем.
Как и во многих своих работах режиссер касается тематики "божественного" и даже "демиургического". Однако, как всегда, полет в этой теме сходится на нет тем, что автор, вероятно, сам не до конца определился в своем мнении.
"Природа - церковь Сатаны" - на этом строится один из страхов девушки - природа "Эдема". Ну что же... это режиссер оправдывает ходом с поедающей себя лисой, которая заявляет, что "хаос правит всем".
Что мы видим дальше? секс, секс, секс...хм...ну тут я даже опущу комментарии. Съемка (работа оператора, актеров и прочих) заслуживает уважения и даже некоторого восторга.
Продолжаем фаллическую тему.
То, что девушка не просто больна, но и агрессивна - мы понимает опять же почти сразу.
Слуховые галлюцинации, резкость действий, нападение внезапных депрессий...
Опять же, несколько жестких сцен:
Герою Дефо девушка просверливает ручной дрелью ногу, пока он находится в отключке от резкого удара доской меж ног, и продевает туда штырь, который крепит камнем и болтом... жестокое зрелище. Героя даже жаль, когда он "убегает" от нее в лес. Где девушка достает его лопатой (герр Триер крайне жесток, даааа).
После еще одна веселенькая сцена с отрезанием наиболее чувствительной части женского полового органа... да, да, девушка спятилааааа! а вы еще не поняли?
И сцена удушения (угадайте кого!!).
"Во всем виноваты женщины". "Женская природа зла и жестока". Да ну? В этом случае как раз виноват мужчина (как бы это не было прискорбно). Зачем, скажите мне, было тащить ее туда, где ей хуже всего?
Ну да не суть...
К тому же, в фильме указано, что девушка когда-то писала диссертацию на тему "Женоубийтво". Ну тут уже легче и понимаешь, что один из них точно умрет. Особенно когда разговор заходит о "Трех нищих".
Финальная сцена с тем, как мужчина уходит от дома на костылях и в "Эдем" начинают идти толпами люди (судя по одежде - сввященнослужители) мне лично совершенно не понравилась...однако, это вполне логичный финал, как ни странно.
Психологическая подоплека ясна, равно как и ее воплощение в символике.
Интересно, местами противно.
Название "Антихрист" многим покажется взятым из ниоткуда. С первого взгляда оно и правда не подходит фильму...но если задуматься, все это: Мужчина, Женщина, Ребенок и их дом в "Эдеме" - составляют одно целое - божественное. А значит, разрушение всего этого и добавление спецэффектов и хорошей, тяжелой музыки.
Смотреть фильм или нет - личное дело каждого. Остановить воспроизведение ведь можно на любом моменте.
Я не могу сказать, понравилось мне или нет. Разве что - я ожидал чего-то большего, а не легкого психохоррора с элеменами насилия и вполне неплохими спец эффектами. Но это все придирки. Фильм удался как вполне качественный коммерческий артхаус с психологическим уклоном. страха с отчаянием и скорбью - и есть Антихрист.
З.Ы.: Добило посвящение Тарковскому... нет, перекличка с его произведениями явственно заметна, но посвящение смотрится некоторой иронией на фоне фильма.
З.З.Ы.: Честно признаюсь. Даже мне, человеку с крепкой психикой, после просмотра фильма и его анализа (который обычно помогает избавиться даже от самых неприятных ощущений) захотелось посмотреть что-нибудь доброе и детское, например "My little Pony"...))
Рецензия от Rheo-TU
Решил соригинальничать в очередном своем обзоре, и поделил его на несколько частей. А что? Как говорится, "не Триером единым..."
После малозаметных "5 препятствий" и "Самого главного босса", а также принятого с прохладцей "Мандерлея" - продолжения суперуспешного "Догвилля" - Ларс фон Триер впал в глубокую депрессию. Результатом долгих часов, проведенных в кушетке психоаналитика, стал "Антихрист" - кино скандальное, неоднозначное и, в некотором роде, подводящее закономерный итог тому, о чем именитый датский кинорежиссер высказывался на протяжении последних пятнадцати лет своего творчества.
"Антихрист" - это история Его и Ее (которых играют Уиллем Дефо и Шарлотта Гейнсбур), перебирающихся после смерти сына в Эдем - красивое, но пугающее местечко в глухом лесу. Он - психоаналитик, который делает Ее своей пациенткой. Ни к чему хорошему такой расклад, естественно не приводит.
Незаметно градус напряженного безумия картины возрастает: попытка рационального подхода к познанию внутреннего мира героини Шарлотты Гейнсбур закономерно оборачивается абсурдом.
Она бродит с ошалелым видом без штанов по лесу и, ведомая зовом природы, постоянно пытается стащить штаны и с Него. Он, в свою очередь, вяло сопротивляется и тоже бродит по лесу (а чем еще заниматься в Эдеме?), то и дело натыкаясь на странных зверушек, которые как будто пытаются сообщить Ему что-то важное. Одна из них даже предупредит человеческим голосом о том, что "хаос правит всем" - и будет права. Фильм прямо-таки пропитан духом нездорового буйства, сносящего на своем пути любые мыслимые преграды. Насилие здесь жестоко до крайности, сексуальные сцены (за исключением издевательски красиво снятой пенетрации в прологе) порнографичны и очень отталкивающи. Проработка человеческих характеров, столь тщательно выверяемая Триером в его предыдущих фильмах, в "Антихристе", напротив, сведена к минимуму: Он и Она являются скорее не людьми, а архетипами мужского и женского, занимающими центральное место на заявленной режиссером философской карте фильма. Вокруг них громоздятся другие символы, иногда вызывая улыбку своей наивностью, а иногда - вполне серьезное чувство тревожного ожидания. На дом, в котором селятся герои Дефо и Гейнсбур непрерывно осыпается дождь желудей. Из гнезда выпадает умирающий птенец. Над лесом раздается плач - не то ребенка, не то самого леса, предчувствующего неминуемый конец.
На словах все вышеописанное может показаться клиническим бредом, однако при просмотре фильм, как ни странно, вызывает чувство не отторжения, а восхищения - прежде всего, благодаря тому, как выстроена его визуальная картинка. Сам режиссер признается, что съемки "Антихриста" давались ему очень легко. И правда: Триер в своем последнем фильме точно ребенок, играющий кубиками из киноцитат любимых авторов и классических приемов арт-хауса: съемка в замедленном режиме, варьирование цвета, врезки "посторонних" кадров, размытие деталей - и так далее. Кажется, что режиссер целенаправленно решил перевернуть наследие мирового авторского кино, дабы сбить с ног неискушенного зрителя его квинтэссенцией. А потому и беззастенчивое посвящение фильма Андрею Тарковскому (из-за которого, думается, Триер и был освистан в Каннах) выглядит в общем контексте вполне уместно.
Актерская игра в этом фильме также на высоте - как и всегда у Триера. Как бы банально это ни прозвучало, актеры не играют, а живут в своих ролях. Здесь особенно хотелось бы отметить даже не Уиллема Дефо, для которого роль Его - всего лишь еще один штрих к его богатой творческой карьере, а Шарлотту Гейнсбур, актрису менее известную, но очень характерную. У нее уже был опыт работы в фильме о тяготах супружеской жизни (мрачноватая псевдолинчевская драма "Лемминг"
, и наверняка эта тема сильно затронула актрису, если она вновь решила ее коснуться.
Роль Шарлотты была очень сложной - актриса даже советовалась с матерью по поводу съемок некоторых эпизодов. И "Антихрист" принес ей Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Как поговаривали злые языки - "за мужество", ибо провокационных сцен с ее участием в этом фильме предостаточно. Так это или нет - решать зрителю, хотя, на мой взгляд, ее игра в "Антихристе" и вправду не только определенно лучшая в послужном списке актрисы, но и живая профессиональная работа вообще.
Прелесть "Антихриста" проявляется, разумеется, не только в жестокости, красивой картинке и отличной актерской игре, но и в его многослойности. Ларс фон Триер, уверенно проторивший себе дорожку в жанре социальной драмы, соступил с нее в самую чащу темного-темного леса мистики, философии и всяческих символов, высовывающих свои мертвые головки из-под каждого куста. Если попытаться расшифровать все, помещенное режиссером в "Антихриста", то вскоре понимаешь, что трактовок у этого фильма бесчисленное множество. Тут тебе и библейские параллели, и вышеупомянутая триеровская тема обличения человеческой натуры, и, естественно, притча о противостоянии мужского и женского начал, порядка и хаоса, жизни и смерти, человека и природы. В финале режиссер намеренно обрывает борьбу этих противоположностей и как бы ставит вопрос о возможности дальнейшего существования в отсутствии такой борьбы. Мир становится черно-белым и погружается в туман немых призраков. Титры.
Если основной режиссерский посыл сводить к описанному выше, то выходит, что в карьере Триера-мизантропа "Антихрист" является наиболее знаковым произведением, а возможно, и лучшим.
Дело в том, что после своей шедевральной "Европы" режиссер принялся за систематическое высмеивание низости человеческих ценностей и нравов, в каждом из новых фильмов помещая своих героев в среду уничтожающего их общества. При желании, все его нападки можно было свести в сторону лишь отдельных социальных групп (как, например, в "американской дилогии" - американских же провинциалов), что ставило некоторый барьер между людьми по ту сторону экрана и зрителем, который не обязательно принимал высказанное Триером на свой счет. Однако "Антихрист" расставляет все по своим местам, подвергая остракизму человечество как класс. Ни "Танцующая в темноте", ни "Догвилль", ни даже "Рассекая волны" не вызывали такого чувства тотальной обреченности людей, как последний фильм Триера. А нечеловечески прекрасные пейзажи Эдема, в которых бродят Он и Она, лишь усугубляют это ощущение.
Несмотря на столь богатую философскую составляющую, которую режиссер подкидывает зрителю, порой кажется, что единственный смысл фильма - в отсутствии такового. И это - еще одно из правил игры, в которую играет Ларс фон Триер. "Антихрист" на самом деле - кино не столько вдумчиво-философское, сколько игра в него.
После просмотра "Антихриста" большинство разделилось на два чуть ли не враждующих лагеря. Одни обожают поразмыслить на затронутые Триером серьезные темы. Другие же навешивают на фильм ярлык "бред" и убеждены, что эта картина - всего лишь очередная провокация режиссера. А истина, как водится, где-то посередине. Триер действительно решил шокировать общественность "Антихристом" - и это у него удалось как никогда до этого. С другой стороны, шок - это лишь внешняя оболочка фильма. А под ней (в том, что можно назвать "бредом", но никак не бессмыслицей) скрывается глубоко личная картина, на которой режиссер впервые попытался запечатлеть все свои мысли - о мире, собственном взгляде на него, себе и своих кумирах - как они есть. Нам же остается лишь дивиться, с каким изяществом он это проделывает. Кажется, что Ларс фон Триер оживает, безжалостно уничтожая людей в "Антихристе" (да и вообще, в большинстве из других своих фильмов), что жизнь его определенно - в кино.
Отсюда вытекает почти автоматически: кино - игра.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/2/7/2/1272147/47626174.jpg)
А эпилога, как ни странно, нет. Да-да, несмотря на то, что история, рассказанная в фильме, приходит к своему логическому завершению, "Антихрист" оставляет у зрителя странное чувство незаконченности, открытости финала. Удивительное кино. Я поставлю ему 8 баллов - но чисто субъективно, потому что моим любимым триеровским фильмом является "Танцующая в темноте", который выглядит более цельным, нежели "Антихрист", и не таким мрачным. Но в целом, как я уже сказал, считаю, что этот фильм - лучшая работа режиссера после "Европы".
Рецензия от pavlikk
Стиснув зубы и отрешившись от окружающего мира, Он (Уиллем Дефо) и Она (Шарлотта Генсбур, награда Каннского фестиваля за лучшую женскую роль) отчаянно занимались сексом, в то время как их годовалый сынишка выкарабкался из своей украшенной нарядной мишурой кроватки и выбросился из окна, прихватив любимого плюшевого медвежонка. Боль, отчаяние, страх охватывают супругов, Мужчина - мужественно справляется с трагедией внутри себя, Женщина - не в силах бороться со стрессом, находится под наблюдением врачей, но лучше ей не становится. Он как практикующий психотерапевт берет на себя смелость увезти ее из больницы, покончить с таблетками и начать курс терапии, борьбы со страхом. Постоянные припадки агрессии и тревоги он намерен вылечить, заставив ее пройти через все, чего она по-настоящему боится. Для начала они отправляются в лес, который вызывает у нее животный страх. Она стала его пациентом, Он стал ее врачом, Лес должен был стать местом исцеления и обретения гармонии, а оказался логовом дьявола...
Описывать сюжетную линию "Антихриста", все-равно что охотиться на кенгуру в центре Москвы - занятие бессмысленное. Пожалуй, это один из самых метафоричных фильмов в истории кино. Тем удивительнее шумный и визгливый акцент на жестокость, который сделали европейские кинокритики-псевдоинтеллектуалы, освиставшие фон Триера в Канне. Да, без сомнений, "Антихрист" шокирует откровенностью кровавых сцен и тяжелейшим психологическим давлением, способным вызвать и физическую реакцию у неподготовленного зрителя. Но, в первую очередь, это невероятно умная и глубокая картина, заставляющая мозг работать на пределе возможностей, не отпускающая даже через неделю после просмотра, погружающая в самое пекло борьбы добра и зла, мужчины и женщины, природы и человека, хаоса и порядка, жизни и смерти. В этой борьбе есть один важный нюанс, неизвестно кто добро, а кто зло, неизвестно кто прав и кто виноват, неизвестно где скрывается дьявол и не он ли случайно бог. На территории, где играет разум, вопросов больше, чем ответов.
Что хотел сказать Триер? Видимо, не сумев найти ответ на этот вопрос, многие впадают в истерику и голосят о бессмысленной жестокости и называют режиссера женоненавистником. Но что есть жестокость? Просверленная нога? Отрезанные половые органы? А может быть циничное порабощение собственной жены, попытка управлять ею, заставить ее стать пациенткой в своей виртуальной больнице? А может быть то, что она стала ему интересной только после того как у нее крыша поехала? Это как, не жестоко? И разве смысл контраста с физической жестокостью не очевиден? А эти удивительные обвинения в женоненавистничестве, прости господи, абсолютно поверхностны. Разве дьявол внутри женщины, вы уверены? А не в мужчине, бодро, чуть ли не с улыбкой, шагающем в финале картины? И где в нем добро? Неужели в попытке оправдать себя, переложить всю вину на нее, спрятаться в норе, лишь бы не били по яйцам? Не находите здесь никаких параллелей? Да и черт с вами, невидимые пустомели, которые никогда это не прочитают...
"Антихрист" - очередное доказательство того, что и так было ясно - Ларс фон Триер находится за пределами привычной шкалы оценок и системы штампов. Он создает свой киномир, в котором не каждый может дышать. Но попробовать стоит.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/6/7/7/267779/43419896.jpg)
Тип: полнометражный фильм (Германия, Дания, Швеция, Франция, Италия, Польша)
Жанр: драма, триллер, фэнтези
Год: 2009
![](http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/65/Antichrist_poster.jpg)
Рецензия от Aldo S.
Коротко о сюжете: (в этот раз я не буду все расписывать здесь)
Немолодая пара теряет сына — двухлетний мальчик падает из окна, когда родители занимаются любовью. Чувство вины, буквально, сводит с ума мать ребенка, его отец — психотерапевт, пытается помочь жене и увозит ее в старый дом в лесной чаще.
Там герои фильма погружаются в мир странных символов, в их жизнь проникает безумие и насилие. Но даже самые чудовищные страдания мужчины и женщины не в силах притупить их раскаяние и душевную боль.
В 2009 году "гений ярких драм" Ларс фон Триер снял яркий и тяжелый фильм под названием "Антихрист"...
однако...в общем, читайте дальше.
Впечатление:
Смотреть этот фильм не следует людям со слабой психикой, проявлением каких-либо психических расстройств, а также людям со слабым желудком и вестибулярным аппаратом. "Антихрист" содержит сцены, которые этим людям смотреть противопоказано. Не советую также смотреть детям (ну не до 18 конечно...) по крайней мере до 14 лет (в современной реальности человек уже знает, что есть "секс", знает о насилии, убийстве и многом другом).
Честно скажу от Триера я ожидал несколько большего. Этот "Эдем" - сад, которого так боится девушка, великолепно сыгранная Шарлоттой Генсбург, как внутренний мир одного человека - безумный, яркий, немного страшный и не реальный.
Психоаналитик (Уильям Дефо) и сам, вероятно, одержим, несмотря на то, что по жизни - он врачеватель человеческих душ.
То, что девушка удручена и скорбит по погибшему сыну - это нормально. Более того, ее психическое расстройство тоже вполне нормально. За счет показанных ранее кадров, за счет фотографий с ребенком, у которого ботинки одеты неверно, и прочих деталей мы можем сразу сказать, что героиня изначально была чем-либо одержима (например, некоторая стадия шизофрении... а может, еще что-нибудь, не берусь за психологию).
К тому же... раз взята такая тема - детальное изучение материала режиссером и сценаристом было просто необходимо. Однако фон Триер не потрудился в этом русле и снял так, как видел.
В фильме мы видим небольшой мир, в котором живет "сознание".
Этот мир - Эдем.
Как и во многих своих работах режиссер касается тематики "божественного" и даже "демиургического". Однако, как всегда, полет в этой теме сходится на нет тем, что автор, вероятно, сам не до конца определился в своем мнении.
"Природа - церковь Сатаны" - на этом строится один из страхов девушки - природа "Эдема". Ну что же... это режиссер оправдывает ходом с поедающей себя лисой, которая заявляет, что "хаос правит всем".
Что мы видим дальше? секс, секс, секс...хм...ну тут я даже опущу комментарии. Съемка (работа оператора, актеров и прочих) заслуживает уважения и даже некоторого восторга.
Продолжаем фаллическую тему.
То, что девушка не просто больна, но и агрессивна - мы понимает опять же почти сразу.
Слуховые галлюцинации, резкость действий, нападение внезапных депрессий...
Опять же, несколько жестких сцен:
Герою Дефо девушка просверливает ручной дрелью ногу, пока он находится в отключке от резкого удара доской меж ног, и продевает туда штырь, который крепит камнем и болтом... жестокое зрелище. Героя даже жаль, когда он "убегает" от нее в лес. Где девушка достает его лопатой (герр Триер крайне жесток, даааа).
После еще одна веселенькая сцена с отрезанием наиболее чувствительной части женского полового органа... да, да, девушка спятилааааа! а вы еще не поняли?
И сцена удушения (угадайте кого!!).
"Во всем виноваты женщины". "Женская природа зла и жестока". Да ну? В этом случае как раз виноват мужчина (как бы это не было прискорбно). Зачем, скажите мне, было тащить ее туда, где ей хуже всего?
Ну да не суть...
К тому же, в фильме указано, что девушка когда-то писала диссертацию на тему "Женоубийтво". Ну тут уже легче и понимаешь, что один из них точно умрет. Особенно когда разговор заходит о "Трех нищих".
Финальная сцена с тем, как мужчина уходит от дома на костылях и в "Эдем" начинают идти толпами люди (судя по одежде - сввященнослужители) мне лично совершенно не понравилась...однако, это вполне логичный финал, как ни странно.
Психологическая подоплека ясна, равно как и ее воплощение в символике.
Интересно, местами противно.
Название "Антихрист" многим покажется взятым из ниоткуда. С первого взгляда оно и правда не подходит фильму...но если задуматься, все это: Мужчина, Женщина, Ребенок и их дом в "Эдеме" - составляют одно целое - божественное. А значит, разрушение всего этого и добавление спецэффектов и хорошей, тяжелой музыки.
Смотреть фильм или нет - личное дело каждого. Остановить воспроизведение ведь можно на любом моменте.
Я не могу сказать, понравилось мне или нет. Разве что - я ожидал чего-то большего, а не легкого психохоррора с элеменами насилия и вполне неплохими спец эффектами. Но это все придирки. Фильм удался как вполне качественный коммерческий артхаус с психологическим уклоном. страха с отчаянием и скорбью - и есть Антихрист.
З.Ы.: Добило посвящение Тарковскому... нет, перекличка с его произведениями явственно заметна, но посвящение смотрится некоторой иронией на фоне фильма.
З.З.Ы.: Честно признаюсь. Даже мне, человеку с крепкой психикой, после просмотра фильма и его анализа (который обычно помогает избавиться даже от самых неприятных ощущений) захотелось посмотреть что-нибудь доброе и детское, например "My little Pony"...))
Рецензия от Rheo-TU
Решил соригинальничать в очередном своем обзоре, и поделил его на несколько частей. А что? Как говорится, "не Триером единым..."
Пролог
После малозаметных "5 препятствий" и "Самого главного босса", а также принятого с прохладцей "Мандерлея" - продолжения суперуспешного "Догвилля" - Ларс фон Триер впал в глубокую депрессию. Результатом долгих часов, проведенных в кушетке психоаналитика, стал "Антихрист" - кино скандальное, неоднозначное и, в некотором роде, подводящее закономерный итог тому, о чем именитый датский кинорежиссер высказывался на протяжении последних пятнадцати лет своего творчества.
"Антихрист" - это история Его и Ее (которых играют Уиллем Дефо и Шарлотта Гейнсбур), перебирающихся после смерти сына в Эдем - красивое, но пугающее местечко в глухом лесу. Он - психоаналитик, который делает Ее своей пациенткой. Ни к чему хорошему такой расклад, естественно не приводит.
Глава первая. "Бред?"
Незаметно градус напряженного безумия картины возрастает: попытка рационального подхода к познанию внутреннего мира героини Шарлотты Гейнсбур закономерно оборачивается абсурдом.
Она бродит с ошалелым видом без штанов по лесу и, ведомая зовом природы, постоянно пытается стащить штаны и с Него. Он, в свою очередь, вяло сопротивляется и тоже бродит по лесу (а чем еще заниматься в Эдеме?), то и дело натыкаясь на странных зверушек, которые как будто пытаются сообщить Ему что-то важное. Одна из них даже предупредит человеческим голосом о том, что "хаос правит всем" - и будет права. Фильм прямо-таки пропитан духом нездорового буйства, сносящего на своем пути любые мыслимые преграды. Насилие здесь жестоко до крайности, сексуальные сцены (за исключением издевательски красиво снятой пенетрации в прологе) порнографичны и очень отталкивающи. Проработка человеческих характеров, столь тщательно выверяемая Триером в его предыдущих фильмах, в "Антихристе", напротив, сведена к минимуму: Он и Она являются скорее не людьми, а архетипами мужского и женского, занимающими центральное место на заявленной режиссером философской карте фильма. Вокруг них громоздятся другие символы, иногда вызывая улыбку своей наивностью, а иногда - вполне серьезное чувство тревожного ожидания. На дом, в котором селятся герои Дефо и Гейнсбур непрерывно осыпается дождь желудей. Из гнезда выпадает умирающий птенец. Над лесом раздается плач - не то ребенка, не то самого леса, предчувствующего неминуемый конец.
Глава вторая. "Воплощение"
На словах все вышеописанное может показаться клиническим бредом, однако при просмотре фильм, как ни странно, вызывает чувство не отторжения, а восхищения - прежде всего, благодаря тому, как выстроена его визуальная картинка. Сам режиссер признается, что съемки "Антихриста" давались ему очень легко. И правда: Триер в своем последнем фильме точно ребенок, играющий кубиками из киноцитат любимых авторов и классических приемов арт-хауса: съемка в замедленном режиме, варьирование цвета, врезки "посторонних" кадров, размытие деталей - и так далее. Кажется, что режиссер целенаправленно решил перевернуть наследие мирового авторского кино, дабы сбить с ног неискушенного зрителя его квинтэссенцией. А потому и беззастенчивое посвящение фильма Андрею Тарковскому (из-за которого, думается, Триер и был освистан в Каннах) выглядит в общем контексте вполне уместно.
Актерская игра в этом фильме также на высоте - как и всегда у Триера. Как бы банально это ни прозвучало, актеры не играют, а живут в своих ролях. Здесь особенно хотелось бы отметить даже не Уиллема Дефо, для которого роль Его - всего лишь еще один штрих к его богатой творческой карьере, а Шарлотту Гейнсбур, актрису менее известную, но очень характерную. У нее уже был опыт работы в фильме о тяготах супружеской жизни (мрачноватая псевдолинчевская драма "Лемминг"
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Роль Шарлотты была очень сложной - актриса даже советовалась с матерью по поводу съемок некоторых эпизодов. И "Антихрист" принес ей Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Как поговаривали злые языки - "за мужество", ибо провокационных сцен с ее участием в этом фильме предостаточно. Так это или нет - решать зрителю, хотя, на мой взгляд, ее игра в "Антихристе" и вправду не только определенно лучшая в послужном списке актрисы, но и живая профессиональная работа вообще.
Глава третья. "Против человечества"
Прелесть "Антихриста" проявляется, разумеется, не только в жестокости, красивой картинке и отличной актерской игре, но и в его многослойности. Ларс фон Триер, уверенно проторивший себе дорожку в жанре социальной драмы, соступил с нее в самую чащу темного-темного леса мистики, философии и всяческих символов, высовывающих свои мертвые головки из-под каждого куста. Если попытаться расшифровать все, помещенное режиссером в "Антихриста", то вскоре понимаешь, что трактовок у этого фильма бесчисленное множество. Тут тебе и библейские параллели, и вышеупомянутая триеровская тема обличения человеческой натуры, и, естественно, притча о противостоянии мужского и женского начал, порядка и хаоса, жизни и смерти, человека и природы. В финале режиссер намеренно обрывает борьбу этих противоположностей и как бы ставит вопрос о возможности дальнейшего существования в отсутствии такой борьбы. Мир становится черно-белым и погружается в туман немых призраков. Титры.
Если основной режиссерский посыл сводить к описанному выше, то выходит, что в карьере Триера-мизантропа "Антихрист" является наиболее знаковым произведением, а возможно, и лучшим.
Дело в том, что после своей шедевральной "Европы" режиссер принялся за систематическое высмеивание низости человеческих ценностей и нравов, в каждом из новых фильмов помещая своих героев в среду уничтожающего их общества. При желании, все его нападки можно было свести в сторону лишь отдельных социальных групп (как, например, в "американской дилогии" - американских же провинциалов), что ставило некоторый барьер между людьми по ту сторону экрана и зрителем, который не обязательно принимал высказанное Триером на свой счет. Однако "Антихрист" расставляет все по своим местам, подвергая остракизму человечество как класс. Ни "Танцующая в темноте", ни "Догвилль", ни даже "Рассекая волны" не вызывали такого чувства тотальной обреченности людей, как последний фильм Триера. А нечеловечески прекрасные пейзажи Эдема, в которых бродят Он и Она, лишь усугубляют это ощущение.
Глава четвертая. "Игра"
Несмотря на столь богатую философскую составляющую, которую режиссер подкидывает зрителю, порой кажется, что единственный смысл фильма - в отсутствии такового. И это - еще одно из правил игры, в которую играет Ларс фон Триер. "Антихрист" на самом деле - кино не столько вдумчиво-философское, сколько игра в него.
После просмотра "Антихриста" большинство разделилось на два чуть ли не враждующих лагеря. Одни обожают поразмыслить на затронутые Триером серьезные темы. Другие же навешивают на фильм ярлык "бред" и убеждены, что эта картина - всего лишь очередная провокация режиссера. А истина, как водится, где-то посередине. Триер действительно решил шокировать общественность "Антихристом" - и это у него удалось как никогда до этого. С другой стороны, шок - это лишь внешняя оболочка фильма. А под ней (в том, что можно назвать "бредом", но никак не бессмыслицей) скрывается глубоко личная картина, на которой режиссер впервые попытался запечатлеть все свои мысли - о мире, собственном взгляде на него, себе и своих кумирах - как они есть. Нам же остается лишь дивиться, с каким изяществом он это проделывает. Кажется, что Ларс фон Триер оживает, безжалостно уничтожая людей в "Антихристе" (да и вообще, в большинстве из других своих фильмов), что жизнь его определенно - в кино.
Отсюда вытекает почти автоматически: кино - игра.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/2/7/2/1272147/47626174.jpg)
Эпилог
А эпилога, как ни странно, нет. Да-да, несмотря на то, что история, рассказанная в фильме, приходит к своему логическому завершению, "Антихрист" оставляет у зрителя странное чувство незаконченности, открытости финала. Удивительное кино. Я поставлю ему 8 баллов - но чисто субъективно, потому что моим любимым триеровским фильмом является "Танцующая в темноте", который выглядит более цельным, нежели "Антихрист", и не таким мрачным. Но в целом, как я уже сказал, считаю, что этот фильм - лучшая работа режиссера после "Европы".
Рецензия от pavlikk
Стиснув зубы и отрешившись от окружающего мира, Он (Уиллем Дефо) и Она (Шарлотта Генсбур, награда Каннского фестиваля за лучшую женскую роль) отчаянно занимались сексом, в то время как их годовалый сынишка выкарабкался из своей украшенной нарядной мишурой кроватки и выбросился из окна, прихватив любимого плюшевого медвежонка. Боль, отчаяние, страх охватывают супругов, Мужчина - мужественно справляется с трагедией внутри себя, Женщина - не в силах бороться со стрессом, находится под наблюдением врачей, но лучше ей не становится. Он как практикующий психотерапевт берет на себя смелость увезти ее из больницы, покончить с таблетками и начать курс терапии, борьбы со страхом. Постоянные припадки агрессии и тревоги он намерен вылечить, заставив ее пройти через все, чего она по-настоящему боится. Для начала они отправляются в лес, который вызывает у нее животный страх. Она стала его пациентом, Он стал ее врачом, Лес должен был стать местом исцеления и обретения гармонии, а оказался логовом дьявола...
Описывать сюжетную линию "Антихриста", все-равно что охотиться на кенгуру в центре Москвы - занятие бессмысленное. Пожалуй, это один из самых метафоричных фильмов в истории кино. Тем удивительнее шумный и визгливый акцент на жестокость, который сделали европейские кинокритики-псевдоинтеллектуалы, освиставшие фон Триера в Канне. Да, без сомнений, "Антихрист" шокирует откровенностью кровавых сцен и тяжелейшим психологическим давлением, способным вызвать и физическую реакцию у неподготовленного зрителя. Но, в первую очередь, это невероятно умная и глубокая картина, заставляющая мозг работать на пределе возможностей, не отпускающая даже через неделю после просмотра, погружающая в самое пекло борьбы добра и зла, мужчины и женщины, природы и человека, хаоса и порядка, жизни и смерти. В этой борьбе есть один важный нюанс, неизвестно кто добро, а кто зло, неизвестно кто прав и кто виноват, неизвестно где скрывается дьявол и не он ли случайно бог. На территории, где играет разум, вопросов больше, чем ответов.
Что хотел сказать Триер? Видимо, не сумев найти ответ на этот вопрос, многие впадают в истерику и голосят о бессмысленной жестокости и называют режиссера женоненавистником. Но что есть жестокость? Просверленная нога? Отрезанные половые органы? А может быть циничное порабощение собственной жены, попытка управлять ею, заставить ее стать пациенткой в своей виртуальной больнице? А может быть то, что она стала ему интересной только после того как у нее крыша поехала? Это как, не жестоко? И разве смысл контраста с физической жестокостью не очевиден? А эти удивительные обвинения в женоненавистничестве, прости господи, абсолютно поверхностны. Разве дьявол внутри женщины, вы уверены? А не в мужчине, бодро, чуть ли не с улыбкой, шагающем в финале картины? И где в нем добро? Неужели в попытке оправдать себя, переложить всю вину на нее, спрятаться в норе, лишь бы не били по яйцам? Не находите здесь никаких параллелей? Да и черт с вами, невидимые пустомели, которые никогда это не прочитают...
"Антихрист" - очередное доказательство того, что и так было ясно - Ларс фон Триер находится за пределами привычной шкалы оценок и системы штампов. Он создает свой киномир, в котором не каждый может дышать. Но попробовать стоит.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/6/7/7/267779/43419896.jpg)
Вопрос: Как вам фильм?
1. Смотрел, очень понравилось | 2 | (4.35%) | |
2. Смотрел, понравилось | 6 | (13.04%) | |
3. Смотрел, не очень понравилось | 5 | (10.87%) | |
4. Смотрел, просто смотрел | 0 | (0%) | |
5. Смотрел, не понравилось | 0 | (0%) | |
6. Смотрел, плевался | 5 | (10.87%) | |
7. Не смотрел и не хочу/не буду/не могу | 19 | (41.3%) | |
8. Не смотрел, но посмотрю | 9 | (19.57%) | |
Всего: | 46 |
но сама по себе рецензия написана очень хорошо благодарю.)
Кеиннари, к сожалению от фильма действительно именно такое ощущение. понимаю) это я еще далекооо не все открыл
Думаю, он мне понадобится во время прохождения практики)))
Спасибо за рецензию!
да, фильм хорош, но смотрите осторожно)