Тип: полнометражный фильм
Жанр: приключения, фэнтези, драма
Год: 2006
Студия: Studio Ghibli

Отзыв от Аццкий критег
Краткое содержание с WorldArt’а:
Вселенское равновесие нарушено. Сказочная страна Земноморье в опасности. Мир волшебства на грани исчезновения. Драконы, обитающие в Западном пределе, неожиданно появляются на востоке, во владениях людей. Верховный маг Сокол (истинное имя — Гед) отправляется искать первопричину беды и встречает Аллена, принца Энлада. Аллен совершил тяжелейший грех: убил отца и бежал из родного края, преследуемый тенью. Вдвоем они прибывают в столицу — Норт Таун. Два путешественника находят пристанище в доме Белой Дамы — Тенар, старинной знакомой Геда. Еще будучи девочкой, Тенар была верховной жрицей — хранительницей темных Гробниц Атуана. После того, как Гед восстановил Кольцо Эррет-Акбе из Гробницы, он также освободил Тенар, показав ей неизвестный мир свободы и света...
А вот эта вещь мне очень понравилась. Рисовка просто потрясает: город, море, небо, замок, люди... Это невообразимо. Я даже не могу себе представить, как человек такое нарисовал. Я бы с невероятным счастьем посмотрела на процесс. Сюжет тоже ничего, в стиле «Ghibli». Однако же и тут не без минуса. Анимэ снято по одноименному роману. И, видимо, в этом причина так называемого недотяга. Аннотация (была она еще по телеку, когда фильм показывали в кинотеатрах), правда, как мне показалось, не соответствует сюжету. Основная линия, если верить ей, должна быть про близкий конец мира и драконов, связанных с ним. А на самом деле – история про мальчика с кучей белок, а мир так, мимоходом. Девочка традиционно там тоже есть. Но лично мне эта недораскрытость и недосказанность не помешала.
В общем, жизнь и смерть в невыносимо прекрасном мире, два встретившихся одиночества, печальная и красивая песня, идущая не из уст, а из сердца, взаимопомощь, противостояние собственной тьме и счастливый конец.
Рецензия от Samael-sama
Во имя Отца, Сына и Святого Духа Тоторо!
Проект «Сказания Земноморья», в основу которого, как следует из названия, был положен цикл книг Урсулы ЛеГуин, с самого начала окружали слухи и противоречия. Не мудрено: популярный первоисточник, создается на студии Ghibli с командой Хаяо Миядзаки, режиссер — сын самого руководителя студии, Горо Миядзаки… Уже по первым кадрам, вывешенным в сети было понятно, Горо (для которого этот фильм — дебют в режиссуре) во всем старается подражать прославленному отцу. Дизайн персонажей навевал мысли о Навсикае, фоны, музыка — во всем чувствовалось влияние Миядзаки-старшего. Неслабо подогрел интерес к картине и публичная ссора Горо с отцом из-за разногласий при создании картины. Долгожданный выход картины ознаменовался неоднозначной критикой ЛуГуин, которая болезненно восприняла слишком уж большие расхождения в сюжете картины с первоисточником, и огромными кассовыми сборами в японском прокате. После долгих ожиданий, в конце апреля «Сказания Земноморья» вышли в нашей стране в открытый кинопрокат. Именно ЛИЦЕНЗИОННУЮ версию, я и рассматриваю в данный момент.


Официально, сюжет фильма основан на третьей и четвертой книгах цикла Ле Гуин, но помимо главных действующих лиц и сюжетной основы, ничего об этом не напоминает. Над миром людей сгустились тучи. Волшебники все чаще теряют свою силу и забывают заклинания, среди драконов начинаются жестокие сражения, странные недуги охватывают население и косят урожай. Верховный Маг Гед (в фильме он использует свое «тайное» имя — Ястреб) вновь отправляется в путь, чтобы найти источник бедствия и уничтожить его. Он, как и многие другие, понимает: эпоха волшебства уходит, но это еще не значит, что надо сидеть сложа руки и бездействовать. По пути ему встречается загадочный юноша Аррен, на самом деле являющийся сбежавшим принцем, укокошившим в непонятном порыве своего папашу и укравшим его меч. Правда оным он воспользоваться не может, — на клинок наложены чары, и даже вынуть его из ножен не по силам тщедушному аристократу.
Впрочем, это никак не мешает парню находить проблемы на свою пятую точку и заниматься вызволением злобных молчаливых девушек из немытых лап работорговцев. Со временем, судьба сводит спасителя и, освобожденную им, неблагодарную фемиду Теру вместе, ведь та живет с подругой Геда Тенар, где герои находят свое прибежище. Сам Аррен тоже ох как непрост: за ним охотятся аж двое: Тень — его двойник, от которого юноша и сбежал из дома, и злой колдун Паук, тоже тень, но уже из прошлого Геда. Именно Паук и является источником многих бедствий, свалившихся на страну, и вернувшись к силе он больше всего мечтает отомстить Геду за свой былой позор.
Собственно, такая вот сказка. Естественно нас ожидает переход Аррена на Темную Сторону, потом возвращение к истокам Добра и Света и вызволение Гед и Тенар из плена. Все как обычно. Если сюжет при просмотре вам покажется стандартным — верьте своим чувствам! Ибо так и есть. Может Горо Миядзаки и равнялся на своего папашу, но до него ему ой как далеко. Само повествование получилось бессвязанным и насмерть забитым различными клише. Ладно, следовал бы он книге, тогда это можно было бы понять, — но нет! Переиначенная история не балует нас деталями, персонажи пусты и вымучены. Не державшим в руках книги Лу Гуин не понять почему Аррен зарезал отца, как и не понять что за птица такая — Паук? Или почему Теру превратилась в дракона? Как и многого другого. Державшим книгу, кстати, тоже. Фильм изобилует моральными и философскими изречениями, но разрозненными, не объединенными хоть в какую-нибудь полноценную мысль. Вот и получается в финале, что герои упорно твердят злодею, что смерть — это дар, которого не стоит бояться, но сами помирать упорно не желают. Злодей, между прочим, тоже. Картине ужасно не хватает предыстории и нормального, связанного финала. То, что видит зритель: отрывочные наброски, лишенные сильной идеи и растраченный потенциал.


Можно посетовать, мол на детей рассчитано. Но и они далеко не все поймут. Если уж заниматься моралью, так надо бы подкреплять ее весомыми аргументами в виде сюжета. Ан нет, придется так поглощать полусырые ингредиенты.
Ну да ладно, с сюжетом все понятно, а как это все выглядит? Выглядит хорошо! Ghibli веников не вяжет — рисунок и детализация на уровне. Спецэффекты немного подкачали, но в целом картинка оставляет самое приятное впечатление. Помимо традиционного «миядзаковского» рисунка нас ожидает не менее традиционная «мияздаковская» музыка, которая настраивает на приятный медитативный темп просмотра. Зритель расслабляется…и собственно сидит расслабленный до самых финальных титров. Повода поволноваться у него вряд ли возникнет.
Очень удивило большое количество заимствований и прямых ссылок в картине к работам Миядзаки-старшего. Опытный знаток фильмов Ghibli получит хорошую тренировку для своей памяти, ведь в голове у него будут всплывать мысли вроде: «откуда взята эта сцена?», или «это же персонаж из „Принцессы Мононоке“!», или «я видел это в «Унесенные призраками»…
«Сказания Земноморья» безусловно не такая уж плохая картина. Ее стоит разок посмотреть и получить удовольствие. Она просто средняя. Беда Горо Миядзаки в том, что его неизменно сравнивают с отцом и сравнение это явно не в его пользу. Да и без этого сравнения дела неважные. Беда зрителя в том, что после такого долгого ожидания, он в итоге получил «почти что фильм Хаяо Миядзаки», только кастрированный на интересный сюжет, сильных персонажей, связанности в философии и, что особенно обидно, той самой изумительной атмосферы, за которую мы так любим фильмы Отца.
В заключении скажу, что при переносе картины на отечественный киноэкран, мы получили ужасный перевод с японского и дубляж, от которого мурашки по телу бегут.
6/10
@темы: фэнтези, аниме, приключения, рецензия, драма
Хотя анима хороша, дааа.
А разве не придумывают?