Название: Лестница Иакова / Jacob's Ladder(также известен как «Лестница Джейкоба» и «Лестница Якова»)
Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: притча, драма, триллер
Год: 1990
Вьетнам, 1971 год. Солдаты американской армии отдыхают и лениво подтрунивают друг над другом, пережидая короткое затишье между атаками. Потом раздается крик часового, извещающего о приближении неприятеля. Все разом берутся за оружие - привычное движение, доведенное на войне до автоматизма. Но вот что странно: враг приближается, а в это время сначала одного, потом другого охватывает странная горячка. Кто-то оседает, корчась и держась за голову, на землю; кто-то, напротив, принимается бешено носиться по лагерю, выкрикивая бессвязные фразы. Военных будто охватывает приступ неконтролируемого умопомешательства. Взрывы, стрельба, крики...
Джейкоб Сингер просыпается в нью-йоркской подземке, в пустом стылом вагоне поезда. Ему только что снился кошмар из его вьетнамского прошлого, и ему требуется еще некоторое время, чтобы понять, где он, и куда направляется. Неприятный сон, снившийся ему, будет первым в череде многих, которые воскресят воспоминания Джейкоба в самых пугающих подробностях.
читать дальше
"Лестница Иакова" мог бы оказаться всего лишь еще одним американским антивоенным фильмом, но, по счастью, выдержал проверку временем, став классикой психологического хоррора и сделавшись почвой, на которой в дальнейшем возрос целый ряд фильмов, начиная от "Экзистенции" и заканчивая "Сайлент Хиллом". Для Эдриана Лайна, снявшего "9 1/2 недель", "Роковое влечение" и "Лолиту", жанр ужасов вообще несколько нехарактерен, но, тем не менее, опыт работы в нем оказался для режиссера более чем удачным. Силами Лайна и сценариста Брюса Джоэля Рубина на экране развертывается личная жизненная драма главного героя, которая проступает сквозь призму кошмарных видений, все явственнее вторгающихся в его повседневную жизнь.
Джейкоба Сингера, философа и почтальона (а работник почтовой службы является слагающим персонажем американской мифологии) отлично играет киноактер Тим Роббинс, которого ныне редко встретишь на первых ролях. Он срастается со своим персонажем настолько плотно, что временами к сломавшемуся Сингеру испытываешь невольную антипатию - настолько он становится раскисшим и заплаканным. Этот эффект, кстати, думается, вовсе незапланированный.
Среди прочих актерских работ можно отметить Луиса-Ангела, которого играет Дэнни Айелло. Этот персонаж (равно как и подруга Джейкоба, которую сыграла Элизабет Пенья) - всего лишь простой образ, не выходящий за рамки навязанной ему последовательности действий. Но образ весьма колоритный.
Визионерская составляющая фильма заслуживает отдельных похвал. При достаточно скромных спецэффектах, "Лестница Иакова" выглядит пугающе даже сегодня. Режиссер Лайн и сценарист Рубин проникают не просто в кошмары главного героя - они соприкасаются и с кошмарами вообще (в том числе и самого зрителя), выделяя из них суть: иррациональную шизофреничную составляющую с одной стороны, и ощутимые нити, связывающие сны с реальностью - с другой. К концу видения обретают стройную форму, открывая герою путь к свободе от их плена. И Джейкоб, он же библейский Иаков, спасется, заслужив себе благодарственную эпитафию: "он храбро сражался". А зритель еще долго будет ощущать послевкусие, в котором останется не мрачная безысходность фильма, а катарсическое облегчение от того, что сон, наконец, закончился - и закончился хорошо. Такой вот позитивной ноты, которую берет "Лестница Иакова", явно недостает современным фильмам.
Кстати, несмотря на заключительный титр фильма, история наркотика в нем только намечена, также как и ориентировочное место действия. В этом еще одна прелесть "Лестницы Джейкоба": мы знаем, что наркотик BZ существовал в действительности, и что, возможно, оказывал на солдат схожее действие. Однако, точно такая же история, причем безо всяких стимулирующих препаратов, могла бы случиться с любым солдатом, воюющим, к примеру, в Ираке. Или в Грузии. История, рассказанная Эдрианом Лайном, универсальна. Она - о любви и смерти, потере и обретении. О человеческих отношениях и отношениях людей с государством. О том, как все было, и как могло бы быть.