Название: Воспоминания о будущем (Memories)
Тип: полнометражный фильм, 113 мин.
Жанр: фантастика, драма, комедия
Год: 1995
Студия: Madhouse Studios, Studio 4°C
Незабываемые Воспоминания!
Очень редко наступают моменты, когда аниме творцы выпускают не просто хорошие продукты, а произведение, способное повлиять на развитие целого жанра. читать дальшеИли, что много реже, аниме — как такового. Но именно такой момент наступил, когда в 1995 году появился анимационный фильм «Воспоминания о будущем» (Memories), к созданию которого руку приложил легендарный Кацухиро Отомо («Акира», «Стимбой»). Этот фильм стал одним из тех произведений, про которые принято говорить — «лицо аниме». И зрители и критики щедро осыпали «Воспоминания» красивыми эпитетами, говорили о «классике», «столпе анимации» и тому подобном.
По сути, «Воспоминания о будущем» — как раз то аниме, показывать которое надо на различных кинофестивалях, нежели в обычных кинотеатрах. Оно идеально подойдет и опытным отаку, и тем, кто только начинает свой путь в японской анимации, и тем, кто считает что аниме — это исключительно «китайские порномультики, где у героев глаза на пол-лица и разноцветные волосы».
«Воспоминания» — это три получасовых новеллы, снятые разными режиссерами, в разном ключе и стилистике.
«Магнетическая роза» (режиссер: Кодзи Маримото) — мрачный фантастический рассказ, в духе произведений Р. Бредбери. История многонациональной команды космических мусорщиков, попавших в ловушку на древнем заброшенном корабле, захватывает сразу и не отпускает до последнего кадра. Примечательно то, что сценаристом этого эпизода выступил, тогда еще только начинающий, Сатоси Кон («Токийские крестные», «Актриса тысячелетия»). Его излюбленная тема «влияние иллюзии на реальность» в полной мере расцвела в первом эпизоде «Воспоминаний». Никакой андроид, коими нашпигован старый корабль, ставший последним прибежищем некогда популярной оперной дивы, не опаснее иллюзии, способной заманить человеческий разум в ловушку, выхода из которой уже не будет. Поверив в фантазию, спроецированную чужими воспоминаниями, легко можно заменить ею реальность, превратив обманку в подменную, но правду (пусть и поверит в нее только один конкретный человек). Восприятие определяет границы реальности — один из краеугольных камней «Магнетической розы»; главный герой поверив в несуществующую смерть дочери, загоняет свой разум в ловушку не менее страшную, чем персонаж, воспринявший воспоминания давно ушедших времен куда сильнее и охотнее реальной жизни. В пустых коридорах корабля-призрака еще слышны отголоски былой яркости и величественности утраченного прошлого, дверца этой золотой клетки захлопнется куда быстрее, чем можно себе представить и выбраться из плена иллюзий подчас практически невозможно…
Нарочито грубоватый и реалистичный дизайн персонажей, великолепная анимация и потрясающая музыка (куда ж без Йоко Канно?!) создают непередаваемую атмосферу; режиссер щедро играет с цветовой гаммой сцен, кидая зрителя из пустых, темных коридоров космического корабля, в яркую и красочную феерию канувшего в Лету прошлого, наполненного аплодисментами и восторженными возгласами поклонников оперной дивы, возвращая обратно — в холодный и одинокий мрак космоса.
После тяжелых, философских изысков Кона и Маримото, зрителя ждет неожиданно легкое и веселое продолжение.
«Вонючая бомба» (режиссер: Тенсай Окамура) — бесшабашная черная комедия положений, повествующая о туповатом пареньке, случайно ставшим распространителем смертельного вируса. Теперь любой, кто приблизиться к герою на достаточно близкое расстояние, читай не жилец. А беда-то в том, что сам виновник локального Апокалипсиса даже и не подозревает, какую опасность несет окружающим, зато прекрасно помнит о своем гражданском долге, самоотверженно направляясь в столицу любимой родины, с какими-то псевдоважными документами, искренне не понимая, почему весь военно-морской флот страны, вкупе с пехотой и воздушной артиллерией выбрали его в качестве мишени. Глядя как бравый, но бесконечно тупой паренек умудряется увернуться от тысяч ракет и оружейных залпов, а горы трупов за его спиной растут пропорционально тому, как он приближается к все более крупно населенным пунктам, трудно не улыбнуться даже тем, кто не является поклонником «черного юмора». И смею вас заверить, режиссер постарался на славу — развязка всего этого безобразия не оставит равнодушным никого.
Несмотря на смену стиля из псевдореалистичного в откровенно пародийный, смотрится «Вонючая бомба» с большим интересом. Тому способствует и отличный сценарий, и неизменно великолепная анимация, и роскошная детализация. Особо напрягать извилины никто зрителя не заставляет, — Окамура откровенно стебается и над японским правительством, и над агрессивно-пафосными американцами, и над обычной японской «глубинкой» — причем делает это изящно и интересно.
«Пушечное мясо» — последняя история поставлена лично Отомо, и это говорит о многом. Снова смена стиля — на этот раз на экране расцветает гротескная сказка-притча, о судьбе «маленького человека». Ссылки к Свифту и Гофману, ровно как к Гоголю и Чехову, тут вполне уместны: мы видим обычную жизнь обычных «винтиков в машине». Жители Города-Пушки встают каждое утро, завтракают и идут на работу. А работа, как и смысл их жизнь только один — война. Отомо, обожающий социальные подтексты, на этот раз показывает нам апофеоз коллективизма, обернутый в откровенно издевательскую милитаристскую обертку: ведь собственно никто и не знает ни с кем воюет (некий мифический Враг, конечно, есть, но не более), ни за что, ни сколь это все продлиться. Маленький сынишка героя рисует картинки с войной, мечтая о роли Великого Предводителя, хотя очевидно, что его ожидает участь не лучшая, чем его отца — обычного Заряжающего. Война, ставшая рутиной — теряет свой смысл. Собственно, как и человек, жизнь которого ограничена тесной клеткой бытия, где даже Великая Цель (в данном контексте — Победа) становится лишь пустым словом, эхом забытых воспоминаний.
К чести создателей «Пушечного мяса», помимо сценария тут есть чем порадовать глаз, — анимация и качество рисунка не уронили планку. Особой визуальной изюминкой можно считать и метод режиссуры: снято «единым кадром» без видимых склеек (этот метод в будущем поднимет на новую высоту А. Сакуров в своем «Русском ковчеге») — что выгодно отличает новеллу от двух ее предшественниц и служит достойным завершением фильма.
«Воспоминания о будущем» — это не просто «хорошее аниме», это столп в аниме, настоящая классика, истинный бриллиант в груде красивых самоцветов. Рекомендуется всем любителям качественной анимации!
8/10
Воспоминания о будущем (Memories)
Название: Воспоминания о будущем (Memories)
Тип: полнометражный фильм, 113 мин.
Жанр: фантастика, драма, комедия
Год: 1995
Студия: Madhouse Studios, Studio 4°C
Незабываемые Воспоминания!
Очень редко наступают моменты, когда аниме творцы выпускают не просто хорошие продукты, а произведение, способное повлиять на развитие целого жанра. читать дальше
Тип: полнометражный фильм, 113 мин.
Жанр: фантастика, драма, комедия
Год: 1995
Студия: Madhouse Studios, Studio 4°C
Незабываемые Воспоминания!
Очень редко наступают моменты, когда аниме творцы выпускают не просто хорошие продукты, а произведение, способное повлиять на развитие целого жанра. читать дальше