Тип: полнометражный фильм (Южная Корея, США)
Режиссёр: Пон Чжун Хо
Жанр: фантастика, боевик, драма, приключения
Год выхода: 2017
«Окча» - это теплый душевный фильм про дружбу между девочкой и её питомцем. Он учит доброте, хорошему отношению к природе и показывает, что любовь и дружба могут преодолеть любые невзгоды. И если вы покажете этот фильм своим детям, то обеспечите им многие недели ночных кошмаров, годы консультаций у психолога и вегетарианскую диету на всю жизнь! Ну разве это не прекрасно?
Читать дальше
Но серьезно, не стоит показывать этот фильм детям. Потому что «Окча» - по сути детский фильм для взрослых. В нем есть все элементы типичного семейного фильма: дружба между девочкой и большой кавайной зверушкой(похожей на смесь бегемота, свиньи и собаки), плохая корпорация, которая свинку отбирает, хорошие защитники природы, которые девочке помогают, много веселых приключений, шуток, погонь и душевных моментов. Но мы имеем дело с режиссёром Пон Чжун Хо («Сквозь снег», «Мать», «Вторжение динозавра»), а значит не будет ничего простого. Сюжет: Окча живет в горах Южной Кореи в семье пожилого фермера и его внучки Миджи. Между девочкой и бегемотосвинкой завязывается крепкая дружба, которой, однако, не суждено продлиться. Потому что Окча — искусственно выведенная супер-свинья и собственность американской корпорации, которую вскоре забирают. Но Миджа не может с этим смириться и отправляется в погоню за любимицей. Здесь она встречает группу защитников животных, которые пытаются ей помочь. Однако, не забываем — не всё так просто...
На мой взгляд фильм немного страдает от резких переходов между жанрами: от почти миядзаковских сцен на природе к экшену в стиле Тома Круза, а оттуда прямиком к "Списку Шиндлера" и аллюзиям на холокост. Зрителя, как будто зверушку на конвейере, прогоняют через целый спектр эмоций, и существует немалый риск стать "эмоциональным фаршем" ближе к концу.
Актеры подобраны и сыграли отлично. Но несмотря на обилие западных актеров и локаций, фильм по сути южнокорейский, поэтому актерская игра может показаться непривычной - почти всем персонажам ввели дозу легкой карикатурности. Но фильм стоит посмотреть хотя бы ради Тильды Суинтон и Джейка Джилленхола, которым дали очень нетипичные для них роли. Плюс бонус - я наконец-то услышала, как Стивен Ян говорит по корейски! Здорово, что после ухода из «Ходячих мертвецов» "Гленн" получает хорошие роли.
Этот фильм вызвал разную реакцию у разных людей(спасибо, кэп): кто-то считает его про-веганским, кто-то критикует его за антипропаганду ГМО, кто-то несмотря ни на что считает его детским фильмом про дружбу с животными. Это неудивительно, потому что фильм объединяет все эти элементы, и не забывает их простебать.
Через призму наивной деревенской девочки, которую внезапно бросают в безумную жизнь мегаполиса, зрителю показывают всю показушность и лицемерие современного потребительского общества: реклама, пиар, экологический терроризм, потребительское отношение к природе, бездушное отношение к людям и другим живым существам. Но несмотря на всё это, фильм не является нравоучительным и морализаторским.
В первую очередь это достигнуто тем, что в фильме нет однозначно хороших и плохих персонажей. Например, защитники животных — в каком-нибудь другом фильме их показали бы как прекрасных рыцарей, которые защищают природу исключительно из благородных побуждений. Но Пон Чжун Хо изобразил их в лучшем случае как дурачков с хорошими намерениями, а в худшем - самовлюбленными экологическими террористами. Они хороши на словах, но при этом проваливаются почти на каждом шагу, и ради достижения своих целей готовы врать, подставлять, предавать и жертвовать чужими жизнями.
Та же ситуация и с "плохими" персонажами. Они не крутят усики, не хохочут злодейским смехом и не делают
Если вы слишком восприимчивы, то лучше не смотреть или хотя бы быть морально подготовленным. Там не показывают чрезмерно кровавых сцен только ради того, чтобы шокировать зрителя: наоборот, всё приближено к реальности, но при этом немного... чище, что ли. Но и того, что показано, более чем достаточно, чтобы сквикнуться.
Большая часть такой реакции основана на отношении зрителя к Окче. Очень рано нам показывают, что она гораздо умнее среднего животного, по сути практически на уровне человека. Поэтому всё, что с ней делают, выглядит вдвойне жестоко и бесчеловечно. При этом нельзя сказать, что фильм пропагандирует веганство: Миджа ловит рыбу, а её любимое блюдо - куриный суп. Всё это не мешает ей рисковать собой, чтобы спасти своего свинопотама, который тоже был выращен на еду.
Одним из выделившихся для меня моментов была сцена ловли рыбы в начале. Миджа забирает большую рыбу, но затем подбирает малька и отпускает его в воду. Нечто похожее происходит и в конце фильма. От этих поступков ничего не изменилось ни в мире, ни в природе. Но в рамках одной конкретной жизни такие маленькие действия могут значить очень много.