Название: 12 стульев / Las doce sillas
Тип: полнометражный фильм (Куба)
Режиссер: Томас Гутьеррес Алеа
Жанр: комедия, детектив
Год: 1962
В ролях: Энрике Сантиэстебан, Рейнальдо Миравальес, Рене Санчес и др.
Ну что, дать вам ключ от квартиры, где деньги лежат?
Говорят, что это первая экранизация романа Ильфа и Петрова. Не первая. Но одна из самых интересных - точно. Потому что взяли и перенесли всё это великолепие на Кубу 1960-х. читать дальшеИменно там встречаются дон Ипполито, узнавший о том, что тёща зашила драгоценности в реквизированный стул, и Оскар - его бывший слуга. Ну и местный "отец Фёдор" подтягивается, но о нём позже и отдельно.
Я смотрела на испанском, без перевода и сабов, чем, думаю, убереглась от многих ран. А понятно почти всё, потому что канва мне знакома даже очень.
Создателям фильма явно не хватило времени, очень всё получилось смято. Потерялась вся полётность Бендера. Тут за парой исключений, всё просто - пришёл, взял стул, ушёл. Но тут дело не в этом, дело именно в изменениях, которые пришли в этот фильм с кубинскими реалиями. Это совсем другой фильм.
Начнём с персонажей главных.
Остап. Тут это Оскар. И он не "свободный художник и холодный философ", как Бендер. А бывший слуга в богатом доме, а ныне - честный свободный гражданин, поливающий цветочки при чём-то вроде богадельни, имеющий койкоместо, посетитель киносеансов. На Кубе в то время показывали интересные фильмы. Про ценности реквизированные, например. И что ж делает наш честный гражданин? Первым делом идёт простукивать стены в богадельне, без всяких подначек "бар из Парижу".
Вообще, образ Бендера тут очень странно наложился и на героя нового, и на актёра. Потому что честный свободный кубинский гражданин довольно легко принимается за "концессию" по поиску стульев, но, что интереснее, в поиске этом он зачастую эти стулья просто крадёт. Честный кубинский гражданин делает это очень умело, с толком, он знает, как дверь без ключа открыть, как залезть в закрытый дом, куда бежать в незнакомой локации, чтобы не накрыли, он спокоен и деловит. Колебаний и угрызений совести он не испытывает, совсем. Но при том и не алчный. Просто тогда уже начинали учиться тащить всё, что к полу не прикручено, а что прикручено, откручивать и тащить. Правила выживания. И сценаристы с режиссёром это не побоялись показать.
Что ещё интересно - поначалу всё предприятие не вызывало у Оскара особых чувств. Он просто делал то, что нужно для достижения цели. И повторюсь, Остаповы комбинации потеряли всё своё очарование, да и себя в большей степени. Но с течением времени Оскар всё больше проникается погоней за стульями. И пару раз в нём просыпается Остап. И оба этих раза связаны с родной кубинской милицией. За это я отдельно режиссёру со сценаристом благодарна, не побоялись. Тогда милиция сидела на каждом углу и при входе в каждое учреждение, прямо на улице, на стульях. Так вот, один из стульев надо было вытащить как раз из-под такого вот милиционера. Удалось. А второй сюжет был напрямую связан с романом. Помните, Остап продавал билеты на осмотр провала, "чтобы не слишком проваливался"? К нему ещё группа милиционеров подошла на экскурсию. Этот эпизод с кубинцами в точку смотрится. Очень грустно и тревожно, но хорошо. Да и с сафры по первому зову Ипполито сорваться, хоть и с видом обиженного ребёнка, - показательно.
Оскар, конечно, не погибает в конце, он идёт играть. Просто играть.
Дон Ипполито. Это вам не Киса Воробьянинов. Всё, что оставили от Кисы - боязнь местного ГПУ, милиции то есть. На это и упирали в создании комичности. Ну, ещё полная подчинённость Оскару. И да, "барин" прибывает не из Парижа, а их Майами. Тут я начала шипеть. Слов ему особенно не давали и общее впечатление потому - стареющего, не нужного этому миру и, в конце концов, где-то в нём и пропадающего, человека. И да, Остап - товарищ крутого нрава, Кисе от него и доставалось, а здешний Оскар пожилых людей не трогает, даже не мыслит о том. Собственно, и сказать больше нечего.
А вот отец Фёдор... Это надо ж было так образ обыграть. Молодой парень в светлом костюме, у которого на лице написано "святое жульё", весьма деятельный. Он и старушку свяжет, и с санитерой потанцует, и на идола перекрестится ради стульев. Никаких унижений типа биения головой о пальму. Стулья он выпросит для "тайной вечери". И что вы, Иуда не сможет постоять, это очень революционно... Унижения там вообще не в чести, даже для комического эффекта, ну не нашёл сокровищ и не нашёл, не будет схождения с ума в горах и комических призывов птичкам покаяться.
Что ещё? Ещё гадалка, о которой непрозрачно намекнули, что гаданиями ей пришлось заняться, так как притон пришёл в упадок.
Союз меча и орала - самый болезненный для меня момент. Понятно, что тут Оскар деньги собирал не на детей, а на контрреволюцию. И интересен состав - по роману почти - два молодых балбеса, которые не понимают, где находятся, и нищие как церковные мыши, состоятельный напуганный гражданин, который тем не менее, приспособляется к реалиям, и дама. Опять же, унижения нет. Хоть на том спасибо.
Эллочка потеряла всю глубину, превратилась в поклоняющуюся всему американскому барышню-блондинку, которая говорит на ломаном английском.
Её муж, местный инженер Щукин, совсем не удивляется отсутствию воды.
Конечно, сафра. Куда без тростника. И это, кончено, очень весело.
За Кубой надо к этому фильму идти, не за "12 стульями".
12 стульев
Название: 12 стульев / Las doce sillas
Тип: полнометражный фильм (Куба)
Режиссер: Томас Гутьеррес Алеа
Жанр: комедия, детектив
Год: 1962
В ролях: Энрике Сантиэстебан, Рейнальдо Миравальес, Рене Санчес и др.
Ну что, дать вам ключ от квартиры, где деньги лежат?
Говорят, что это первая экранизация романа Ильфа и Петрова. Не первая. Но одна из самых интересных - точно. Потому что взяли и перенесли всё это великолепие на Кубу 1960-х. читать дальше
Тип: полнометражный фильм (Куба)
Режиссер: Томас Гутьеррес Алеа
Жанр: комедия, детектив
Год: 1962
В ролях: Энрике Сантиэстебан, Рейнальдо Миравальес, Рене Санчес и др.
Ну что, дать вам ключ от квартиры, где деньги лежат?
Говорят, что это первая экранизация романа Ильфа и Петрова. Не первая. Но одна из самых интересных - точно. Потому что взяли и перенесли всё это великолепие на Кубу 1960-х. читать дальше