Джалло - (от итал. giallo — жёлтый) — поджанр итальянских фильмов ужасов, сочетающий элементы криминального триллера и эротики. Отдельными кинокритиками рассматривается как поджанр-предвестник слэшера.
Когда насилие экстравагантно и кроваво, женщины обнажены и сексуальны, а на роялях в кустах играют марши всей съемочной группой, когда убийца в перчатках поднимает нож и по экрану густо растекается томатный сок, когда вычурность подменяет логику, а игра на низменных инстинктах вытесняет смысл, когда мужчины умильно переигрывают, а женщины истошно орут, когда неумолимый палп фикшн начинает отдавать привкусом спагетти, зритель понимает, что на экране творится джалло как он есть. ©
окунуться в мир красоты и насилия
Giallo - цвет обложек бульварного детективного чтива, выпускаемого в Италии с 30-х годов. За очевидное сходство сюжетов и ширпотребство определенный вид кино-триллеров получил видовое название - giallo. Началось все с Марио Бавы и первого джалло в истории - "Девушка, которая слишком много знала", а следом "Кровь и черные кружева" (пособие "как снять джалло для начинающих"). Помимо Бавы в 1970 Дарио Ардженто снял свой мегахит - "Птица с хрустальным оперением", и все завертелось. Если картины Марио Бавы - пособие, то "Птица" - готовый шаблон. Кинематографисты впечатлились успехом нового жанра, и штамповали на протяжении трех десятков лет киношедевры разной степени годности. К концу 90х джалло исчерпал себя и умер, sad but true.
Как опознать
Маэстро
Как опознать
• В первую очередь, джалло - детектив и триллер - закрученный сюжет, маньяк-убийца (перчатки обязательны, черный плащ опционально); жертвы в основном женщины (которых потом можно раздеть); расследование ведет детектив-любитель (возможно профессионал) творческой профессии; убийца психически ненормальный. • Во вторую очередь, джалло - слэшер. Кровь, много крови. Убийства, чем длиннее и изощреннее, тем лучше. Холодное оружие в приоритете. Можно конечно и пострелять, но нож - выбор мастеров© • Убийства показаны "глазами" убийцы. • Маньяком оказывается обязательно один из действующих лиц (догадаться сложно). • Герои люди не бедствующие. Интерьеры, машины, шмотки, безделушки - все дорого и красиво. • Операторская работа "как в авторском кино" - дооооолгие кадры, контрастные свето-тени, пролеты/проезды/вращения камерой. • Длинные и глючные названия: "Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?" - давайте снимем про это 2 часа фильма, "Откровение сексуального маньяка главе летучего отряда" - здесь прекрасно усе От себя добавлю: обалденная, красивая картинка. Яркие детали, высокое качество постановки, правда, актеры местами хреново играют, но к работе режиссера не придраться. Звукорежиссура! САУНДТРЕК! На выходе: высококачественный (в техническом плане точно) фильм. Трудно себе представить, чтобы в Америке на фильмы категории B тратилось столько сил и денег. |
Маэстро
Марио Бава Родоначальник жанра. Его фильмы для фанатов - культ, для режиссеров в последствии - калька. Бава начинал оператором, пока в одном из проектов из-за психов режиссера, ему пришлось заканчивать фильм своими руками. Так все и завертелось. Бава предпочитал снимать кино по-максимуму самостоятельно: в кресле режиссера посидеть, за камерой постоять, спец эффекты полепить etc. Группа Black Sabath взяла свое название из английской версии фильма I tre volti della paura. Самокритичный дядька, о своем творчестве говорил так: "Все мои фильмы — полное дерьмо, можете не сомневаться. Я просто столяр. Романтический столяр." Если в фильме много разного света, он переливается всеми цветами радуги и мигает, то |
Дарио Ардженто Корифей джалло. Возвел этот жанр в образ культа и философии. Проигрывает Марио по содержательности, обычно все самое интересное в фильмах Ардженто происходит в первые 10 и последние 20 минут. Прославил группу Goblin. Забил последний гвоздь в крышку гроба джалло, сняв фильм-пародию и высмеяв жанр в ноль. Бтв, после завершения съемок каждого фильма Ардженто общался с психиатрами в принудительном порядке - так решали вопрос о выпуске фильма в массы. Цитата: "Is it right to be obsessed with looking at terrible things and sharing them with other people?" Если в фильме крупным планом показывают вещи убийцы, и/или девушка в агонии пробивает головой окно, при этом порезав горло об осколки (опционально) - вы смотрите фильм Дарио Ардженто. |
Лючио Фульчи Первое имя, которое всплывает в мозгу при упоминании "итальянский хоррор" и "крестный отец ужасов". По профессии Фульчи был сценаристом, режиссура его не привлекала, но финансовые обстоятельства заставили снимать. Фульчи начинал с комедий, но опять же личные проблемы и нехватка денег Цитата о кино: "Я разрушил свою жизнь ради него. У меня нет семьи, нет жены, только дочери. Все женщины оставили меня, потому что я никогда не прекращаю думать о работе" Если джалло подозрительно клонит в сторону хоррора - вы смотрите фильм Лючио Фульчи. |
Cinema
еще фильмы
Бруно Николаи
Еще один композитор, посвятивший большой кусок карьеры фильмам в жанре джалло.
"Красная королева убивает семь раз":
"Хвост скорпиона":
"Глаз черного кота" (на самом деле "Твой порок - закрытая комната, а ключ только у меня одного"):
Кроме Симонетти и Николаи музыку к джалло писали такие титаны, как Эннио Морриконе, Кит Эмерсон, Николя Пьованни и проч.
Саундрек Эмерсона к фильму "Инферно" (реж. Дарио Ардженто):
Саундтрек Фабио Фрицци к самому известному хоррору Фульчи - "Зомби: пожиратели плоти"
Хотите снять свой джалло, но не знаете с чего начать? Вот вам джалло-генератор.
Девушка, которая слишком много знала Режиссер: Марио Бава Синопсис: девушка Нора, фанатка детективов - тех самых, желтеньких, приезжает в Рим ухаживать за больной тетушкой. Но родственница долго не живет и быстро отбрасывает коньки. В ночь смерти Нора видит убийство женщины, которое в последствии будет распутывать с применением огромного опыта чтения детективов. Мнение: фильмы Бавы (как бы сам режиссер не отмахивался от высокого итальянского кино бтв, в этом фильме можно подсмотреть фишечку, которую потом в джалло будут использовать многие - гг видит сцену убийства, но в конце до него/нее дойдет, что все было не тем, чем казалось. Саундтрек: |
Кровь и черное кружево Режиссер: Марио Бава Синопсис: одну из моделей дома мод убивают. Под раздачу попадают еще пять из-за личного дневника покойной, где на каждого работника дома был записан свой грязный секрет. Конец чуть предсказуем. Мнение: здесь джалло расцветает в полную мощь. И первое, что отмечаешь при просмотре - СТИЛЬ. Освещение, цвета, тени, контрасты, как это все работает. Не дотягивает по запутанности сюжета до "Девушки", но тема герметичного триллера вечна и интересна, этим и спасает фильм. Главные героини - те же 9 негритят. Убийца впервые натягивает черные перчатки и плащ, потом в этом шмоте он будет кочевать из одного джалло в другой. Что поразило, расследование тут ведут правоохранительные органы. И что странно, они не тупят, что для данного жанра нонсенс Саундтрек: |
еще фильмы
Птица с хрустальным оперением Режиссер: Дарио Ардженто Синопсис: американец Сэм (не бедствующий и не работающий) нечаянно становится очевидцем нападения на девушку, чем ее и спасает. По неволе его вовлекают в расследование череды убийств, а потом он уже и сам втягивается. Дело Сэм распутывает только благодаря своей настырной персоне. Мнение: если фильмы Марио Бава - пир для эстетов и любителей триллеров, то фильмы Ардженто - лакомство тех, кто тяготеет к кровушке и всяким психологизмам с извращениями. Серьезно, Ардженто никого не щадит - ни персонажей, ни зрителей. Все запутанно, жестоко, кроваво, мощно. Никаких изяществ, драмы и богатого внутреннего мира героев (если это конечно не богатый на отклонения мир маньяка). Не отвлекаемся от ультранасилия. Бтв, первый и последний раз Ардженто отсыпает чуть-чуть юмора в свой фильм. Вся сцена с художником |
Кроваво-красное Режиссер: Дарио Ардженто Синопсис: джазовый пианист Маркус Дейли становится свидетелем убийства своей соседки. Вместе с журналисткой Джианной Брецци главный герой пытается вычислить личность убийцы. Мнение: самый лучший, на мой взгляд, фильм Ардженто. Тут и налет нёховости и мистики (жертва, та самая соседка, телепат "видит" разум убийцы), закрученный и перекрученный сюжет, жестокие и разнообразные способы умерщвления, узнаваемый стиль самого режиссера - Если не боитесь, что у вас закоротит в мозгу от такого винегрета, то очень рекомендую к просмотру. И да ЭСТЕТИКА. Бтв, все никак не мог понять, где я актера в роли гг видел... это же Дэвид Хеммингс из Фотоувеличения Саундтрек: |
Феномен Режиссер: Дарио Ардженто Синопсис: дочка известного актера Дженнифер приезжает учиться в закрытую школу в горах Швейцарии. Да только по округе шастает маньяк и убивает девушек. Героиня ходит во сне, причем почему-то на места убийств, чем естественно расстраивает убийцу. А еще Дженнифер дружит с насекомыми, что по сюжету ей помогает. Мнение: я насчитал у фильма 3 проблемы: 1) актеры второго плана играют хреново; 2) оркестр из роялей в конце; 3) неуместный саундтрек: нет, Симонетти молодец, проблема в личных вкусах режиссера. Ардженто очень любит хэви метал, поэтому напихал его в фильм, как говорится, от души. В одном месте, где за жертвой гонится маньяк, использовать творчество Iron Maiden - в тему, но когда идет драматическая сцена: убили второстепенного героя (друга гг), его труп выносят из дома, вокруг статисты в ахуе, героиня заливается слезами, и что же играет на фоне? А вот что: Бтв, Дженнифер Конелли молодец даже не смотря на юный возраст. Хороша мерзость и гадость - разлагающиеся трупы, личинки, насекомые etc. Саундтрек: |
Дрожь Режиссер: Дарио Ардженто Синопсис: писатель детективов приезжает в Рим для интервью. Параллельно неизвестный маньяк начинает убивать женщин согласно сюжету последней книги писателя - "Дрожь". Концовка как всегда у Ардженто - непредсказуема. Мнение: самый слабый, на мой взгляд, фильм Ардженто. Полицейские здесь не просто пародийные (как в "кроваво-красном"), они опустились до уровня "кушать подано!". Входят в кадр для того, чтобы продемонстрировать какую-нибудь деталь для продвижения сюжета, и уходят в туман. Второстепенные герои и их истории вымученные и тупые. Главный герой не цепляет совсем, да и расследование он ведет поскольку-постольку. Выезжает все опять же на эстетике джалло. Бтв, все что мне понравилось в этом фильме: саундтрек и флешбэки убийцы. Саундтрек: Джастис, я смотрю на вас с осуждением. |
Ящерица в женской коже Режиссер: Лючио Фульчи Синопсис: немолодая, но привлекательная скромница Кэрол постоянно видит эротические сны про себя и соседку наркоманку Джулию. В одном из таких снов Кэрол убивает свою любовницу. Начинается расследование и под подозрение попадают вся семья главной героини. Конец, как обычно, непредсказуем. Напряженный, годный триллер с безвкусной развязкой. Тривия: Фульчи за сцену с препарированными живыми собачками собирались посадить, но мастер спец эффектов Карло Ромбальди спас режиссера, притащив в суд муляжи. Мнение: вся мистика и красота джалло убита детективом и логикой Редкий случай, когда из фильма хочется убавить логики, а не щедро накидать. "Ящерица" сильно похожа на "Малхоланд драйв" Линча, только крови больше и глюков меньше. Этот фильм одновременно золотой образец джалло, но также и не типичный представитель жанра. Главная героиня не ведет расследование, она среди подозреваемых, поэтому исчезает магия джалло, когда зритель вместе с героем проходит огонь и воду на пути к истине. Здесь тоже придется поломать мозг, разбираясь в клубке из Саундтрек: |
7 нот в темноте Режиссер: Лючио Фульчи Синопсис: героиню посещает видение - фрагменты одного преступления. В попытках собрать пазл и понять, что же все таки произошло, она не замечает, как остается с убийцей один на один. Мнение: этот фильм Фульчи я посмотрел первым, и как же он меня порадовал. "7 нот" не особо яркий представитель джалло. Нет стиля, задрачивания эстетики, крови и жестокости не достает. Но! Здесь охрененный сценарий. Все таки профильное образование Фульчи дает о себе знать. Сюжет закручен, актеры играют отлично, правоохранительные органы работают нормально и не тупят. Сильный, годный триллер. Больше всего запомнились две вещи - "волшебный" дар героини с сюжетным поворотом, и обыгрывание названия т е "семи нот в темноте". Боже, как гениально Фульчи вписал название в сюжет. |
Демоны Режиссер: Ламберто Бава Не джалло, а ужастик. Но т. к. снят сыном Марио Бавы, и саундтрек сочинил Симонетти, я все равно о нем напишу. Синопсис: группа людей приходит на тест-показ фильма ужасов, где благополучно застревает. А сам фильм "сходит" с экрана в реальность. Мнение: золотой пример критической концентрации бу-эффектов и пластилиновой мерзоты с кетчупом. Но сделано это все на высшем уровне для того года и такого жанра. Демоны жуткие Богичный саундтрек: |
Горечь Режиссеры: Элен Катте, Бруно Форцани Синопсис: фильм состоит из 3 частей - сценки из разных периодов взросления героини. Тривия: фильм 2009-го года. Является омажем на фильмы Марио Бавы и Дарио Ардженто, да и вообще всех фильмов в жанре джалло. Мнение: джалло в квадрате, в кубе, в десятой степени. Настолько гипертрофированы и намешаны основные клише жанра, что объективно этот фильм джалло назвать не получится. Скорее это такая мозаика из ярких кусочков, которую хорошо встряхнули в коробке, да так что сколько не складывай, цельной истории не получится. Тут и детектив, и мистика, и ужастик, триллер, эротика. И все это доведено до предела, некоторые технические приемы - до абсурда. Меня лично в начале напрягали звуковые эффекты, почти в каждом кадре что-то шелестит, скребется, скрипит, чавкает, астматически дышит и тд. По части визула, у кого-то может заболеть голова от частого мелькания, смены кадра, припадочного монтажа. По сюжету детство героини - копирастия с "Суспирии" Ардженто, цвет и свет любовно спизжен у Бавы; отрочество не опознал, но этот отрывок мало похож на джалло, больше на эротические фантазии в духе Лолиты; взрослая жизнь - жирный намек на "Кроваво-красное" (тут героине на голову тоже Саундтрек: использованы мелодии Морриконе, Николаи и Чиприани (из разных джалло). |
Музыка
Клаудио Симонетти Благодаря этому чуваку, я и познакомился с джалло. Клаудио - сын итальянского композитора Энрико Симонетти. Как и отец отучился в римской Национальной академии Св. Цецилии, но с композиторством вначале как-то не сложилось, поэтому Симонетти собрал прогрессивно роковую группу Goblin. В 70х их заметил Дарио Ардженто, и предложил написать саундтрек к "Кроваво-красному", а потом еще к кучи своих фильмов. К концу 80х группа распалась, сам Симонетти продолжил работать в нише сочинительства музыки для фильмов. В 90х он собрал новую группу Daemonia, играющую тяжелый рок. Goblin же периодически для гастрольных туров собиралась старым составом, но основной состав новый и пытается что-то неудачное сочинять без Симонетти. Саундтрек еще к одному джалло Ардженто: Кавер Симонетти Саундтрек к "Рассвету живых мертвецов" Ромеро: Саундтрек к ужастику "Режь и беги": Красивая тема из пост-апокалиптической фэнтези: |
Бруно Николаи
Еще один композитор, посвятивший большой кусок карьеры фильмам в жанре джалло.
"Красная королева убивает семь раз":
"Хвост скорпиона":
"Глаз черного кота" (на самом деле "Твой порок - закрытая комната, а ключ только у меня одного"):
Кроме Симонетти и Николаи музыку к джалло писали такие титаны, как Эннио Морриконе, Кит Эмерсон, Николя Пьованни и проч.
Саундрек Эмерсона к фильму "Инферно" (реж. Дарио Ардженто):
Саундтрек Фабио Фрицци к самому известному хоррору Фульчи - "Зомби: пожиратели плоти"
Хотите снять свой джалло, но не знаете с чего начать? Вот вам джалло-генератор.