Название: Находка
Тип: полнометражный фильм (Россия)
Жанр: драма
Год выхода: 2015
Режиссер: Виктор Демент
Я всегда скептически относилась к нашим фильмам. Они вызывают у меня отвращение, как правило и редко нравятся, как исключение. Те фильмы, что успешны за рубежом и обсуждаемы, чаще всего рассказывают, как у нас все плохо, претендуя на реализм и отнимая тем самым, пусть и не надолго, оптимистичную надежду. Выдержанные в серых красках, скупые и жестокие они недодают не то что теплоты и доброты, но и вообще хоть чего-то светлого. По счастью "Находка", хоть и похож на подобное кино, по сути своей является ему противоположным. Но все равно, для меня просмотр этого фильма стал маленькой победой. До сегодняшнего дня я подступалась к нему 4 раза и 4 раза проигрывала. Первый раз, я сломалась на самой тяжелой сцене фильма едва ли не в самом начале. То, что произошло выбило меня из колеи привычных ожиданий настолько, что приступая к просмотру последующие разы, я неизбежно понимала, что ни красоты природы, ни чудесная, завораживающая музыка, ни актерское мастерство не могут меня отвлечь от мысли о том, что неизбежно должно случиться.
Впечатлительна ли я? Безусловно. Но даже самых стойких этот фильм пробирал до дрожи, настолько сильно он снят. В нем изумительно и прекрасно все: от игры актеров, столь чутко передающих чувства своих героев, до операторской работы, в полной мере показывающей холодную и враждебную красоту российской природы.
Главный герой, ханжа и мизантроп, не вызывающий ни у людей с которыми работает, ни у зрителя ничего, кроме раздражения, становится способен на невероятные поступки движимый лишь надеждой на то, что его действия могут спасти маленькую жизнь. Его изменение уникально и потрясает, за короткий срок он буквально становится другим человеком. И сыгран Трофим так, что не возможно не то что представить кого-то другого в этой роли, но и допустить кощунственную мысль, что иной мог бы справиться лучше Гуськова. Никто. Об остальных персонажах говорить сложно, т.к. им уделено относительно мало времени, что, в прочем, ни капли не влияет на глубину и сложность фильма. Просто он про одного человека и его отношение к миру, все остальное - декорация его жизни, красивая, уместная и малозначительная.
Операторская работа, которую я не часто выделяю как нечто особенное, чаще замечая, что она плоха, или же не обращая на нее внимания вовсе, здесь на высоте. Не смотря на скудность цвета, картинка прекрасна настолько, что ради нее одной можно смотреть всю ленту. Пейзажи, кадры, виды... Даже начальная сцена с хлебом хороша настолько, что способна соревноваться в привлекательности с фильмами, которые шутливо называют Food Porn.
Отдельного упоминания заслуживает музыка. Тягучие, меланхоличные напевы дополняют происходящее на экране, добавляя происходящему еще больше драматичности. От строк некоторых песен до сих пор мороз по коже.
По первым аннотациям и кадрам складывается впечатление, что фильм - калька с "Выжившего". Но, при всем уважении к труду ДиКаприо и Иньяритту, "Выживший" - фильм о торжестве воли и плоти, в то время как "Находка" - о силе души и надежды.