Название: Обряд/The Rite
Тип: Полнометражный фильм (США, Венгрия, Италия).
Жанр: Мистика, драма
Год выхода: 2011
«Бывает время, когда я совсем теряю веру. Дни, месяцы, когда я понятия не имею, во что я верю: в Бога или Дьявола, в Санта-Клауса, или в маленькую фею. Но я всего лишь человек. Я слаб. У меня нет сил. Но есть что-то, что продолжает рваться изнутри и скрести; похоже на Божий ноготь. И, когда я уже не могу терпеть боль, я из тьмы оказываюсь снова на свету. Что-то вроде этого.»
Тема одержимости демонами является, пожалуй, одной из самых излюбленных у творцов фильмов ужасов. Ведь все мы имеем понятие о
сакраментальности добра и зла, Бога и Дьявола, Рая и Ада. Пока одни верят в Бога, другие не менее истово верят в то, что никакого Бога нет. Поэтому неудивительно, что киноделы так вдохновенно эксплуатируют тему одержимости, играя у нас на нервах. А уж после выхода легендарного
«Изгоняющего дьявола», сопровождавшегося эпизодами массовой зрительской истерии, человечество было просто обречено на множество ужастиков и мистических триллеров про происки Сатаны и его подчиненных. Таких фильмов множество, и имя им –
Легион.
читать дальшеНо далеко не все представители этого Легиона заслуживают внимания. А вот фильм «Обряд» действительно достоин похвал. Сразу оговорюсь, что современные избалованные зрители, любящие динамичные «страшилки», это кино, скорее всего, не оценят. Для острых ощущений могу порекомендовать «Шесть демонов Эмили Роуз». А «Обряд» все-таки, не фильм ужасов, а «драматический художественный фильм с мистическим сюжетом», как «Адвокат дьявола», например. Никто не будет вас кошмарить и усердно запугивать с первых кадров, нет. Постепенно, вместе со скептически настроенным героем, будут открываться все новые и новые сюжетные грани. По динамике повествования «Обряд» можно сравнить с «Изгоняющим дьявола». События развиваются так же неторопливо, давая возможность понаблюдать за персонажами и их жизнью. И лишь потом мы постепенно переходим грань и погружаемся в нечто необъяснимое, нечто страшное…
По традиции жанра создатели фильма заявляют, что он «основан на реальных событиях». Если быть точнее, «Обряд» снят по мотивам книги Мэтта Баглио «The making of a Modern Exorcist». И действительно, лейтмотив сюжета – становление экзорциста в наши дни, когда инквизицией уже и не пахнет, «Молот ведьм» не актуален, а бороться со злом-то надо: века его не берут, и потому оно и не дремлет.
Главный герой — Майкл Ковак — парень из очень своеобразной семьи. С детских лет он помогает отцу . И, как человек, с малых лет посвященный в дела специфического семейного бизнеса, Майк является скептиком. Надо сказать, с такого рода работой как-то, действительно, не до суеверий. Тема Майкла раскрыта хорошо; этому способствуют в том числе и флешбеки «из детства с приветом».
Ковак поступает в духовную семинарию. Но отнюдь не из глубокой веры и желания нести свет Божий в массы. Просто-напросто от безнадежности и желания сменить обстановку. Отучившись на бакалавра, Майкл предпринимает попытку выскользнуть из лона католической церкви, но не тут- то было. Безысходность, Судьба, Божий промысел, хитрость отца-настоятеля - и бакалавр уезжает в Ватикан на курсы экзорцистов. Ибо «не вы меня избрали, а я вас избрал». Далее Майкл знакомится с практикующим и опытным экзорцистом – отцом Лукасом Тревентом, обосновавшимся посреди кошачьего царства в особо запущенном уголке Рима.
— Что, правда? И все?
— А ты чего ожидал? Вращающихся голов и блевотины из гороха?
В роли Лукаса — Энтони Хопкинс, и, как можно догадаться по постеру к фильму, он — главная звезда и «вишенка на торте». Участие Хопкинса придало шарма и внесло ту самую дьявольщину в сюжет, которая и должна быть по канону жанра. Даже не суеверный зритель, думаю, будет впечатлен и очарован игрой Хопкинса. Образ удался, и он получился очень реальным и человечным. А этот невольный тандем почтенного усталого Лукаса и молодого скептика Ковака равноправен, что пошло на пользу этой киноистории.
Также отмечу, что в фильме видна качественная операторская работа, и налицо внимание к предметам и деталям (а дьявол как раз в деталях!). Из мелочей создается атмосфера фильма, в которую приятно и интересно погрузиться. И, благодаря своей реальности и повседневности с одной стороны, и налету мистики - с другой, «Обряд» оставляет интересное параноидальное послевкусие.
А что, если наша реальность – лишь ширма, за которой идет извечная борьба Добра и Зла за наши души?