Название: Выживут только любовники (Only Lovers Left Alive)
Тип: полнометражный фильм (Великобритания, Германия, Франция, Кипр, США)
Режиссёр: Джим Джармуш
Продолжительность: 122 минуты
Жанр: фантастика, драма
Год: 2013
Описание: История древних вампиров Адама и Евы, которые видели ещё татаро-монгольское иго и инквизиции. Адам — рокер из Детройта, играющий андеграунд-музыку. Он уже очень старый, он хочет тишины, покоя, и тихо ненавидит «мертвецов» (так вампиры зовут людей). Ева же — напротив, весьма жизнерадостная вампирелла постарше, общающаяся с поэтом времён Шекспира, Кристофером Марло, и живущая в Танжере. Она приезжает вытаскивать своего любовника из пучины депрессии. Но идиллию нарушает внезапно заявляющаяся младшая сестра Евы — Ава. Исход ситуации предсказать не в силах никто — выживут только любовники? (kinopoisk)
Выживут только любовники«Луи-Луи, опять ты ноешь, Луи»
В этих словах импозантного Лестата можно передать весь смысл, скрытый за картиной «Выживут только любовники». Джим Джармуш, режиссёр, очень долго и весьма вдохновенно рассказывал о проекте, успел затащить в него андрогинную Тильду Суинтон и Тома Хиддлстона, которого после «Марвел»-франшиз превознесли на олимп мужской сексуальности. Сам Джармуш ещё со времён дебютного «Отпуска без конца» питает слабость к гамлетовским героям, долгим прогулкам по маршруту туда-сюда-обратно, вдохновенным разговорам и андеграундной музыке. Казалось бы за без малого 35 лет и 20 фильмов можно было бы до конца высказаться на данную тему, но… внутренний Луи всё вспоминает былые обиды и старается погрузить в омут собственной души каждого встречного.
На этот раз в центре картины оказываются двое влюблённых вампиров, что сейчас практически последний мутный поток мейнстрима. И самое паршивое, что трио Адам-Ева-Эйва почти калька характеров Луи-Лестат-Клодия, да, обстоятельства разные, да, живут они уже в современности, но отличаются едва ли. Герои сыпят событиями и громкими именами, предлагая зрителю самому сообразить, насколько занятна и насыщенна была их жизнь. Но в этом и конец интриги. Шекспир как был мимоупомянут, так и мимоумер. Вообще это самая большая проблема в картине: многое сделано броско, но не несёт смысловой нагрузки. Говорят, что продюсеры попросили добавить экшена, на что Джим Джармуш обиделся и вырезал всё, что хоть как-то связано с динамикой повествования. В итоге получилось… никак. Это не антонионовский приём минутного рассматривания белой стены, не стиль северо-европейского авторского кино с молчаливым созерцанием и упадничеством. И кто после этого сам себе злой Буратино?
Проблема фильма ещё и в том, что не до конца ясно, что же хотел сказать автор. Был в лоб выдвинут экологический манифест с тезисом «Они всё ещё воют за нефть или поняли, что главное — вода?» и «Хватит гадить собственную кровь, вампирам жрать нечего. От вашей отравы они сами сохнут». Но если это и есть идея фильма, то что ж она так топорно подана? Если Джармуш хотел поговорить о том, что мы напрасно прозябаем свою жизнь, не создаём ничего важного для будущих поколений и не ценим людей вокруг, то «сколько же можно»? Он снимал об этом уже не один десяток раз.
Но есть один аспект, который вытягивает фильм, буквально тащит на себе буксиром — музыка. Тягучая, очаровательная, рваная, не до конца понятная, но притягательная. В саундтрек хочется погрузиться всей душой, закрыть глаза и попросить героев помолчать. А в вокале Ясмин Хемдан и вовсе хочется утонуть с головой. Хотя (тут снова добавлю критику) ещё Bauhaus называли эту музыку баяном, что не мешает ей быть актуальной и сегодня.
Вот и получается, что фильм вышел беспомощным в плане целостности. Музыка прекрасна, визуальная составляющая аналогично радует глаз, актёры хороши и даже очень. Но что из этого вышло? Посмотрите — решите для себя сами.