Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: драма, военный
Год: 2011
История невероятной дружбы мальчика Альберта и коня Джоуи.
Когда начинается Первая мировая, и Джоуи отправляют вместе с кавалерийским полком на поля сражений Франции, Альберт, несмотря на слишком юный для военной службы возраст, все равно уходит на фронт, чтобы найти и спасти друга.©
Рецензия от Rheo-TU
Как ни крути, но кто еще, как не Стивен Спилберг, может позволить себе спокойно почивать на лаврах режиссера "Списка Шиндлера", "Челюстей", "Инопланетянина", "Спасения рядового Райана". Живут же, в конце концов, припеваючи забронзовевший Джордж Лукас и практически забронзовевший Кэмерон. Однако вхожий в ту же когорту голливудских классиков Спилберг все не унимается, продолжая чуть ли раз в два года выдавать новую картину, чередуя развлекательное кино с драмой, а "вечные" ленты с (раз на раз не приходится все-таки) проходными. К счастью, к последним "Боевой конь" не относится.
Этот фильм можно описать буквально в нескольких словах: история любви - человека и лошади. Что немаловажно - рассказанная, как и в романе, по которому была поставлена, от лица коня. На долю его выпадают страшные испытания: юность его заканчивается вместе с началом войны, после чего его начинает швырять по полыхающей Европе - от войска к войску, от хозяина к хозяину. Памятуя о том, кто на самом деле является главным героем картины, Спилберг снимает подчеркнуто неглубоко, не вникая в драмы человеческие, обрисовывая характеры буквально двумя-тремя четкими штрихами - двое подростков, дезертирующих с фронта, влезающий в долги фермер, девочка, потерявшая родителей... Поверхностно, но лишь настолько, чтобы не заострять на героях внимания; все они - лишь нити, вплетенные в полотно войны и личного антивоенного пафоса режиссера, который в старомодности своей все так же убежден, что мир спасет... любовь. Кульминационная сцена (она разряжает обратно полярную ей предшествующую, невыразимо жуткую по накалу), в которой обе враждующие стороны сталкиваются буквально лицом к лицу, а между ними оказывается конь Джоуи, только подтверждает это.
Возможно, критиков расстроит гуманистический пафос "Боевого коня"; возможно, многие сочтут его нелепым в эпоху "Темного рыцаря". "Фильм для детей" - пренебрежительно скажут они. Картина и в самом деле подчеркнуто проста и в этом старомодна - такие открытые, светлые фильмы были в ходу с полвека назад. И это как раз тот случай, когда этот фильм стоит в первую очередь смотреть детям. Красивый (порой кажется, будто листаешь фотоальбом про лошадей), щемяще-трогательный и совершенно не заумно рассказывающий о тех важных вещах, о которых мы, взрослые, отчего-то забываем. О дружбе, любви, преданности. Настоящих, не измеримых фунтами и пенсами. И о жестокости войн. "Боевой конь" и сам похож на хорошую детскую книгу - а детские книги только такими и должны быть...
8/10.
Рецензия от naumchas
«Чтоб тронуть нас до слез, сам зарыдай, поэт»
Буало Н.
Буало Н.
Режем по живому: «Боевой конь» не заслуживает больше половины тех номинаций, на которых он уже успел утвердиться. И речь не только об «Оскаре». И стоит также умолчать о его возможной победе в одной из них. Единственное, чем лента может похвастаться (и то — спорный вопрос): его декорации и операторская работа, которая была потрачена на его создание (в паре с художниками, конечно).
Сквозь призму глубокой привязанности между юношей и скаковой лошадью, для которой судьба приготовила не завидные и смертельно опасные испытания в период Первой мировой войны, зрителю попытаются показать несколько больше. Попытаются показать неожиданность и бессмысленность одного из величайших военных конфликтов человечества, попытаются показать это глазами резвого жеребца Джои, который переходит из рук в руки и видит страдания людей, видит, как они терзают друг друга, как хищные животные и в то же время, как ни странно, не теряют определённую степень гуманности, любви и сострадания. Попытка — не пытка, конечно, но у создателей не получилось в полной мере достигнуть ни одной из желаемых целей, по целому ряду причин.
Начнём со сценария. Почти каждая сцена чрезмерно пафосна, отнюдь не трагична, не жизненна, не правдоподобна, растянута, по-детски наивна и разжевана для лучшего пищеварения у зрителя. Каждый диалог пуст, скуп, снова растянут и уныл настолько, насколько позволяет здравый смысл и даже чуть больше меры. И в этом виноваты, пожалуй, многие в равной степени. Актёры в том, что похожи своей игрой на персонажей компьютерных игр во время CG-заставок. Один лишь Нильс Ареструп, сыгравший пожилого француза выдал что-то удобоваримое. Все остальные показывали максимальную степень наигранности и минимум эмоций на которую способны только начинающие актёры. Сценаристы виноваты в том, что убого адаптировали текст книги к показу на экране. Кроме сцены с англичанином и немцом под белым флагом, да, собственно, одной из финальных сцен — смотреть абсолютно не на что. Оператор виноват в том, что уделял особое внимание красочным общим планам и сценам баталий, а сцены с более близким знакомством с сюжетом отдавали такой искусственностью, как и в случае с актёрской игрой, но об этом отдельно, так как работа оператора является чуть ли не единственным существенным (но спорным) преимуществом. Ну а именитый режиссёр виноват в том, что весь этот бедлам выдал в качестве дорогой киноработы.
Януш Камински, оператор, известный очень неплохой работой в целом ряде успешных и откровенно хороших фильмов на этот раз выдал очень спорный итог. Я не спорю — композиционно большинство кадров выглядят захватывающе и математически точно. Все эти съёмки из под объектов: под плугом, под полуразвалившимся забором, из-под крутящихся лопастей воздушной мельницы и т.д. Они хороши. Хороши так же и общие планы и динамичные сцены боевых действий. Также, в кадре можно с лихвой пресытиться красками. И вот самая главная проблема начинается с этих самых красок. И если нарочито яркий, контрастный и, если изволите, психоделичный окрас окружающей среды может в теории придавать большей эмоциональной насыщенности происходящему, то я не могу понять как Януш (с его-то опытом) мог наступить на грабли неудачного освещения и работы с источниками света. Серьёзно, практически каждый близкий контакт с основными персонажами выглядит не как кадр из фильма, а как кадр из театральной постановки из-за странного света. Чрезмерно яркий, часто неправдоподобный, и ещё чаще позиционно неправильный (как вам сцены, когда солнце находится за спинами персонажей, а по факту освещаются они с любой из сторон, но только не с тыла? Кажется, будто актёров снимали в студии на синем полотне, светили наобум прожекторами, а потом так же наобум рисовали фон для кадров, не учитывая позиции упомянутых прожекторов). Мне слабо верится, что такой профессионал, как Януш, способен на такую халтуру. Хотя, может, целью и было подчеркнуть постановочность сцен, некую театральность и камерность съёмок. Бог его знает, что у них было на уме, но меня ни один из вариантов не устраивает.
В общем, последним фильмом Спилберга я больше разочарован, чем удовлетворён. Проходной, безэмоциональный, во многом, на удивление, непрофессиональный, скучноватый, растянутый, будто не настоящий и камерный, с парой сцен, стоящих увесистых короткометражек, которые особо остро воспринимаются на фоне бездарной работы с освещением, «Боевой конь» хотел показать много важного, показать куда больше, чем просто историю дружбы между человеком и конём. Но у него это не получилось, как по мне. Не получилось как с технической стороны, так и с художественной. Я очень сильно удивлён количеством номинаций и теоретических наград, которые сулят ему различные конкурсы. Слишком переоценённая картина, слишком.
6 из 10