Название: Слушая тишину
Тип: полнометражный фильм (Россия)
Жанр: драма, мелодрама
Год: 2006
Есть ещё порох в пороховницах российского кинематографа! Фильм - пример того, что можно сделать с совершенно обычной историей, если подойти к делу тонко и с умом.
В сущности, скелет, фундамент сюжета обыгрывался в сотнях и, может быть даже, тысячах фильмах. Бедная провинциальная девушка приезжает в большой город, пытается устроиться в новом обществе ради себя, ради кого-то близкого или ради какой-то цели. В ходе действия девушка должна будет выйти на богатого и успешного человека. У них неизбежно случиться любовь и каждый из них принесёт в жизнь другого что-то новое и необыкновенное.
Согласитесь, это уже было много раз? В основном, правда, в жанре романтической комедии, та же "Моя прекрасная няня" и её зарубежные аналоги.
Но этот фильм совсем не комедия. Очень лиричный, жизненный (особенно в плане российской действительности) и с определенной точки зрения тяжелый фильм.
читать дальшеВажна также линия сестры Насти и события, которые творились в больнице, где лежал её маленький сын. Но, что пересказывать то, что надо только смотреть? Плюс ко всему, много обитая по больницам в детстве, я некоторые из этих событий видел сам, вживую... =\
"У всех беды разные - у кого суп пустой, у кого жемчуг мелкий".
Изменю выражение: "у кого ребенок умирает, на которого всем по большому счёте плевать, а у кого каждый день в бессмысленных утехах вылетает такое количество денег, которые могли бы спасти жизни сотен таких детей".
- Ночёвки родственников в палате с пациентом
- Желание больного поесть того, что ему нельзя
- Раздражение матери, злящейся на капризы ребёнка, и тут же переходящее в жуткий крик, когда этот ребёнок умер (ну или ему стало неожиданно очень плохо)
Да-да, бывают в больницах такие моменты =\ И желание родителей поубивать "в жиру катающихся" тоже есть.
Интересная связь прослеживается между преподавательницей Насти с сыном и матерью Дмитрия.
Обе - женщины властные по отношению к своим сыновьям, обе очень своеобразны и очень требовательны к людям.
Но есть и различия. Если преподавательница выглядит отрешённой от мира, погруженной в музыку чуть менее, чем полностью, то мать Дмитрия просто извлекает всю возможную выгоду из своего положения.
Преподавательница погружена в свою музыкальную прострацию из-за разочарованности испорченным миром, мать Дмитрия можно сказать даже довольна этой испорченностью и более того, она часть этой испорченности.
Их сыновья - оба не живут тоё жизнью, какой бы хотели. Слова сына преподавательницы "пей водку, люби", как мне кажется, очень чётко говорят о сожалениях по каким-то упущенным моментам в жизни. Возможно, те мгновения были упущены из-за матери, возможно, из-за музыки, но так или иначе их не вернуть.
Сын преподавательницы, как и его мать, уже сдался. Они оба закрылись в своём музыкальном мирке и больше не выглядывают наружу.
Дмитрий, до встречи с Настей, близок к тому, чтобы сдаться. Его разбрасывание денег и есть способ закрыться и забыться.
Какие именно надежды не сбылись у сына преподавательницы сказать сложно, но по перемене поведения у Дмитрия, после знакомства с Настей, становится ясно, что мужику просто нужна была нормальная семья, некто, о ком надо заботиться, кроме матери. Бессмысленная связь с женщинами на одну ночь не могла этого заменить.
Одна деталь насчет символизма музыки в фильме. Сразу с начала показаны кадры, где автомобиль Дмитрия едет по шумному шоссе, а потом камера резко меняет план и показывает пустую железную дорогу в захолустье.
Вот она разница между жизнью главного мужского и главного женского персонажа. Его жизнь - бессмысленный гул и какофония, её жизнь - тишина и, если прислушаться к этой тишине, то можно услышать тонкую симфонию.
В конце, пребывая на волне эмоций, Настя упрекает преподавательницу, что их музыка суха и пуста потому, что им самим нет дела до людских бед и радостей.
Что сказать.... В чём-то Настя права, в чём-то нет. Это вечный спор теоретиков и практиков и спор этот, наверное, неразрешим.В чём бы критикануть фильм? Разве что в ма-аленькой неправдоподобности личности Дмитрия. Верю, что он потерялся в своих надеждах и разочарованиях, верю, что он мог увлечься Настей, но момент, когда он безропотно даёт деньги на операцию для мальчика, а потом еще и бросает всё, чтобы уехать за Настей в тьму-таракань.... Красиво очень и эмоциональность этого момента понятна, но способен ли такой человек в реальности на подобные вещи?