Название: Призрак оперы / Il fantasma dell'opera
Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: ужасы
Год: 1998
Режиссер: Дарио Ардженто
Бессмертный роман Гастона Леру "Призрак оперы" был воплощен на киноэкране множество раз; самое известное из воплощений - это, безусловно, экранизация одноименного мюзикла Эндрю Ллойда Вебера. Однако здесь речь пойдет не о работах Вебера и Джоэла Шумахера, а о другой, менее известной. Речь пойдет о "Призраке оперы" Дарио Ардженто.
читать дальше
Кажется, что все к тому и шло: история об оперной певице, преследуемой демоном из преисподней оперного театра, просто не могла не затронуть сердца культового классика итальянского фильма ужасов. Сам Ардженто признавался в любви к опере на экране не раз. Тут, конечно, в первую очередь вспоминается его великолепный джалло "Опера" - история, уже сама по себе исполненная в оперном темпе. Но даже если обратиться к другим фильмам мастера, оперная театральность убийств, экспрессия и помпезность действия - черта практически каждого из них. Помножив все вышеперечисленное на классический сюжет, Ардженто мог бы обзавестись своего рода визитной карточкой, - но, увы, у него не срослось, причем не что-то, а очень многое.
В первую очередь проблема исходит от стилистики картины. Нельзя сказать, что она одна выпадает из общего ряда других лент режиссера по той простой причине, что в девяностых (как раз примерно после вышеупомянутой "Оперы") стиль режиссера меняется кардинально в целом. Уходят фирменные легкость и изящество, с которыми он жонглирует смертями, уходит зыбкая атмосфера сновидения, вязко опутывающая его картины конца семидесятых - восьмидесятых годов. Их место занимает грубый, приземленный реализм: "Призрак оперы" тяжел и, несмотря на все попытки разбавить происходящее юмором и привычными оптическими фильтрами, кажется подчеркнуто земным, - и оттого пресным. Что касается классической для джалло абсурдности убийств и смертей, то здесь она вырождается в фарс - такого уровня, что ты задаешься вопросом - а к чему было вообще снимать то-то и то-то? - удивляясь при этом тому, что, к примеру, известная сцена с ножницами в "Феномене" таких вопросов не вызывала.
Другая проблема - это актриса, играющая главную героиню. "Пурпурная дива" Азия Ардженто, дочь режиссера и его музы Дарии Николлоди, сыграла в "Призраке оперы" едва ли не худшую роль в своей карьере. Мало того, что она ну никак не вписывается в антураж девятнадцатого столетия (маловыразительную харизму "девчонки с местной дискотеки" одними костюмами не перешибить, увы), так ей не удается передать зачарованности Призраком - важной составляющей любовной истории, в которой героиня теоретически должна разрываться между ним и поклонником Раулем! А, ну да, она слышит какой-то голос! И еще так красиво, но безыдейно валяется с ним (Призраком) в постели. Вернее, по сценарию идея-то есть, а вот воплощение...
Опять же, кивая в сторону ранних фильмов Ардженто, в "Призраке оперы" типаж героини - уже не хрупкая испуганная девушка, – такая Алиса, которую влечет и одновременно пугает Страна чудес. Нет, это девчонка-оторва, которая при желании сама напугает кого хочешь. Что-ж, от собственных генов никуда Ардженто-отцу не деться, даже на экране.
Справедливости ради надо сказать, что в нулевых у Ардженто случилась неожиданно счастливая попытка вернуться к стилистике его ранних работ - с той самой атмосферой кошмарных сновидений, электронной музыкой на звуковой дорожке и хрупкой девушкой с оленьими глазами - речь идет о картине "Без сна". Но потом режиссер снял "Мать слез" - и пошло-поехало опять...
В результате мы имеем фильм потенциально хороший, но смотрящийся чересчур приземленно, на фоне чего недостатки в виде откровенно трэшевых смертей и беспомощной игры ведущей актрисы выглядят особенно ярко. Что в нем хорошего? В "Призраке оперы" Ардженто попытался воспроизвести слепок богемного общества того времени. Еще здесь хорошие костюмы. И декорации – если попытаться представить, что мы находимся в ложе и не брать в расчет старательно подметенные городские улицы и даже (о ужас!) подземные катакомбы. Но это, согласитесь, только антураж...
4/10.
Призрак оперы
Название: Призрак оперы / Il fantasma dell'opera
Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: ужасы
Год: 1998
Режиссер: Дарио Ардженто
Бессмертный роман Гастона Леру "Призрак оперы" был воплощен на киноэкране множество раз; самое известное из воплощений - это, безусловно, экранизация одноименного мюзикла Эндрю Ллойда Вебера. Однако здесь речь пойдет не о работах Вебера и Джоэла Шумахера, а о другой, менее известной. Речь пойдет о "Призраке оперы" Дарио Ардженто.
читать дальше
Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: ужасы
Год: 1998
Режиссер: Дарио Ардженто
Бессмертный роман Гастона Леру "Призрак оперы" был воплощен на киноэкране множество раз; самое известное из воплощений - это, безусловно, экранизация одноименного мюзикла Эндрю Ллойда Вебера. Однако здесь речь пойдет не о работах Вебера и Джоэла Шумахера, а о другой, менее известной. Речь пойдет о "Призраке оперы" Дарио Ардженто.
читать дальше