Название: Амадей (Amadeus)
Тип: полнометражный фильм (США)
Режиссёр: Милош Форман
Продолжительность: 153 минуты
Жанр: биография, драма
Год: 1984
Описание: 1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать, был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта… (kinopoisk)
мои хвалыМой мозг получил огромное эстетическое удовольствие и теперь благодарно мурлычет. В сети существует два варианта фильма: стандартный и режиссёрская версия, дополнившая русский дубляж кусками на английском. Я не понимаю, чем руководствовались монтажеры, сокращая фильм на полчаса, т.к. самый яркий и изумительный момент был вырезан. Моцарт в долгах, ему предлагают заняться репетиторством юной княжны, но для этого нужно на суд придворным капельмейстерам предоставить свои произведения. И его жена тайком выкрадывает папку и идёт к Сальери с просьбой оценить и помочь. Он берёт листки с нотами и глаза наполняются болью вкупе с высшей одухотворённостью – слишком гениальная музыка, что так ранит самолюбие. Антонио просит зайти девушку вечером, она соглашается, и под покровом ночи начинает обнажаться перед мужчиной, кидая папку в ноги Сальери с болью выплёвывая, что он ведь (подлец такой) на самом деле не этого вожделеет. А на самом деле… Столько сдержанных эмоций было в этом моменте, как актёр смотрел на юное тело, но при этом жаждал музыки. Поэтому если есть хоть какие-то навыки в понимании английского языка, берите все три часа без вырезки, оно того стоит.
Кроме сладких "вырезок", присутствуют и режиссёрские вкусности, например, образ довлеющего отца Моцарта в "Каменном госте". На высокосветстком карнавале Леопольд появляется в маске: с улыбающимся и расстроенным лицами, поворачиваясь к сыну то одной, то другой личиной. Вольфганг жаждал одобрения, но получал порицания. И эту же маску использует Сальери, чтобы свести соперника с ума. Он приходит в дом к нуждающемуся в деньгах композитору, показывая строгую сторону наряда, и, получив желаемое, уходит, повернувшись почти хищной ухмылкой. И Сальери он так душевно хрурок и так по-стальному безжалостен, что притягивает своею двойственностью. И снова вкусность – героя сделали сластёной, он так мило таскает конфеты, что таешь от это почти детской привычки. Люблю, когда режиссёр играет мелочами, они придают притягательную терпкость картине. Кроме того, Милош Форман вывел конфликт с уровня человек-человек на уровень человек-Господь. Сальери хочет убить Моцарта не как другое биологическое существо, а как орудие Бога. И, кстати, самый страстный монолог Антонио перед крестом тоже вырезали. Так что воспроизвести сиё можно лишь в авторской версии.
У картины, кстати, 8 оскаров, а тогда их давали не просто так. Великолепная игра актёров, притягательная Прага в роли Вены, и один из немногих фильмов, где музыка Моцарта, Баха и Сальери звучит оправдано и не выглядит помпезной. А мы понимаем, что такой естественный саундтрек – дело великое.