Название: Андалузский пес (Un chien andalou)
Тип: короткометражный фильм (Франция, Испания)
Сценарий: Луис Бунюэль и Сальвадор Дали
Жанр: сюрреализм, ужасы
Год: 1929
Описание: Семнадцать минут причудливых сюрреалистических образов, которые с равным успехом могут нести в себе глубочайший смысл или не значить вовсе ничего. Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых — мертвые, полуразложившиеся ослики и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи… (kinopoisk)
краткими набегами по смыслуТак зарождался арт-хаус. Познакомившись во время учёбы в университете, маэстро Дали и маэстро Бунюэль стали символами целого жанра, вдохновляя и помогая друг другу. "Андалузский пёс" — самая знаковая их совместная работа, давшая дорогу независимому кино. Нужно отметить, что на испанском сленге того времени "андалузский пёс" означало "трус" причём с презрительным оттенком, и именно из Андалузии был родом третий сокурсник золотой троицы — поэт Федерико Гарсия Лорка. Он, будучи натурой нежной, жутко обиделся и рассорился со своими друзьями-экспериментаторами. Так 17 минут на плёнке разбили самый сильный испанский тандем.
Описывать фильм крайне сложно — здесь нет особого линейного сценарий, лишь набор ярких сюрреалистических образов. Могу сразу узнать места, где над сюжетом поработала рука Дали. Например, гниющий осёл (кстати, у художника есть такая картинка). Психолог Жорж Батай пришёл к выводу, что он (осёл, а не Сальвадор) ознаменовывает чувство сексуальной неадекватности в творчестве маэстро. Похотливые священники тоже достаточно понятный образ. Рука — символ аутосексуальности, то бишь фиксации на нарциссизме. Да и вообще, пусть для нас, ныне живущих, сексуальная революция свершилась недавно, но и в конце 20-х знали, как появляются дети. Картина пронизана почти животной страстью. Смысл фильма остался за гранью моего понимания. Но здесь стоит отключить мозг и просто насладиться классикой.