8:00 утра
Когда мне говорят: "Будь собой", я теряюсь и не знаю, кем именно из собой мне быть.
Название: Это всего лишь конец света
Тип: полнометражный фильм
Режиссёр: Ксавье Долан
Жанр: драма
Год выхода: 2016
В главных ролях: Гаспар Ульель, Венсан Кассель, Марион Котийяр, Натали Бай, Леа Сейду

Image Hosted by PiXS.ru


В свои 27 Долан наконец перерос приклеившийся к нему ярлык вундеркинда и снял свой самый взрослый и глубокий на данный момент фильм. В нём нет привычной уже юношеской бескомпромиссности, которая раньше умиляла и списывалась на возраст, а поступки героев больше не продиктованы подростковым максимализмом. Долан, кажется, окончательно сместил фокус своих интересов с себя-любимого на окружающих, отказался от самолюбования ради исследования чужих душ и научился говорить не навязчиво-громогласно, делая из фильма манифест, зачитанный на площади, а приглушённо, но веско, заставляя поневоле вслушиваться.

"Это всего лишь конец света" - не фильм о геях, СПИДе и смерти во цвете лет. Всё это - не более, чем фон, на котором создаётся картина, главное в которой - сложность человеческих взаимоотношений. О том, что главный герой, писатель Луи (Гаспар Ульель), неизлечимо болен, мы узнаём в первые же несколько минут фильма. Теперь ему предстоит вернуться туда, где он не был двенадцать лет, чтобы сообщить эту новость тем, с кем все эти годы поддерживал связь только с помощью ничего не значащих поздравительных открыток, аккуратно рассылаемых по праздникам.

Image Hosted by PiXS.ru


Начало фильма тематически и ассоциативно связано с картиной Франсуа Озона "Время прощания" - только практически всё, на что его французский колега потратил почти полтора часа, Долану удаётся вместить всего лишь в несколько минут благодаря весомым, говорящим деталям. Воздушные шарики, которые видно в небе сквозь заднее стекло автомобиля через плечо Луи, проносящиеся мимо него лица, всё то, чего он не замечал раньше и от чего сбежал в шумную столицу, вся эта жизнь, которая продолжается вне зависимости от того, есть он в ней или нет: это на самом деле не возвращение - это и есть прощание.

Но сказать о приближающейся смерти родным оказывается совсем непросто. Ошеломлённый, оглушённый новостью о своей болезни, будто парализованный и ещё не до конца в неё поверивший, Луи пытается найти подходящий момент и подходящие слова, но они всё не находятся - в такой ответственный момент оказывается, что их, слов, у него нет. Зато они находятся у других.

Эксцентричная мать (Натали Бай), сестра (Леа Сейду) - независимая внешне и трогательно беззащитная внутри, грубоватый и желчный старший брат (Венсан Кассель), его тихая, кроткая жена (Марион Котийяр) - все они что-то говорят, то и дело срываясь на крик, спорят, ругаются, признаются, рассказывают, напевают, не оставляя ни секунды тишины, в которую Луи смог бы втиснуть то, для чего он вернулся.

От этого остаётся ощущение странной несинхронности - будто герои говорят не о том, что чувствуют, и чем громче, чем быстрее и эмоциональнее они это делают, чем больше пропасть между словами и их истинными чувствами. Их эмоции наслаиваются друг на друга, и уже сложно отделить одно от другого в этом перепутанном, слипшемся клубке. Тут и зависть, и восхищение, и обида, и гордость, и иссушающая ненависть, и болезненная, больная любовь, и много чего ещё. И хотя тематика фильма отсылает ко "Времени прощания", на уровне энергетики "Конец света" близок к "Резне" Романа Полански.

Image Hosted by PiXS.ru


И всё же фильм не о ненависти или лицемерии, не об эгоизме или зависти - он о трагической непохожести, о людях, которые оказываются слишком разными, чтобы быть вместе, и которые слишком любят друг друга, чтобы уйти насовсем. Он о чувствах, которые не выбирают, и о том, что зачастую даже самые близкие говорят на разных языках. О том, что слушать и слышать - не одно и то же.

Image Hosted by PiXS.ru


Какое-то время кажется, что "Конец света", в отличие от предыдущих работ Долана, не имеет к нему никакого отношения, пока в диалоге, в манере персонажей общаться не узнаёшь его "Я убил свою маму". Герой дебютной картины и его мать точно так же кричат друг на друга - яростно и отчаянно - и никак не могут докричаться. Восемь лет прошло с выхода этого фильма на экраны - за эти восемь лет изменился и сам Долан. Из неуравновешенного подростка, бесконечно орущего на свою мать, он превратился в другого человека - кажется, теперь ему куда ближе Луи - молчаливый и внимающий. Широко раскрытыми глазами он ловит детали, которые упускал из виду раньше, вбирает в себя запахи, звуки, всматриваться и наконец видит. Видит других, их глубину и сложность, их опыт, такой непохожий на его собственный, их личность.

И здесь Долану есть где развернуться. Смелые крупные планы, выхватывающие то испуганные глаза Марион Котийяр, то гневную складку между бровей Венсана Касселя, снятые рапидом флэшбеки, тонущие в солнечном свете, акценты на деталях, будь то кружащаяся в воздухе пыль или нервно сжимающие сигарету пальцы, гармонично вплетённый - именно вплетённый в кадры, как нити материи, а не наложенный поверх саундтрек - всё это давно уже стало его визитной карточкой.

Кажется, это "Конец света" самый взрослый фильм Долана не только в смысловом, но и в визуальном отношении. Краски в нём больше не бьют по глазам, как в "Воображаемой любви", хотя и присущей "Тому на ферме" мрачности тоже нет - как будто к 27 годам Долан наконец перестал экспериментировать с цветовой гаммой, поскольку нашёл то, что ему нужно. Его последний фильм - уже не плакат в стиле поп-арт и не длинный нуарный клип. Шестнадцатилетний подросток в капюшоне из "Я убил свою маму" вырос.

Вопрос: Как вам этот фильм?
1. Шедевр! 
3  (6%)
2. Очень понравилось. 
12  (24%)
3. Неплохо. 
5  (10%)
4. Просто смотрел. 
1  (2%)
5. Не понравилось. 
3  (6%)
6. Плевался! 
0  (0%)
7. Не смотрел. 
15  (30%)
8. Посмотрю. 
11  (22%)
Всего: 50

@темы: кино, рецензия, драма