суббота, 26 сентября 2015
Название: Mousou Dairinin / Агент паранойи
Тип: ТВ (13 эп.), 25 мин.
Жанр: драма, триллер, ужасы
Год: 2004
Студия: Madhouse Studios
Аниме "Mousou Dairinin", оно же "Агент паранойи" - психоделичная штука. Я начала смотреть его исключительно за саундтрек - музыку к аниме писал Сусуму Хирасава, автор треков к обожаемому "Берсерку"... и другим работам Сатоси Кона, режиссера "Агента паранойи". Вспомнить хотя бы нашумевшую "Паприку" или "Актрису тысячелетия".
Посмотрев "Агента", сделала вывод: все аниме Сатоси Кона заслуживают внимания. Это, по сути, настоящие психологические фильмы, сделанные образованными и умными людьми. Они обращаются к социальным проблемам, но не в депрессивном ключе, как в том же "Эрго Прокси" или других антиутопиях, которые тоже делали умные люди.
У Сатоси Кона любая проблема раскрывается через игру, другую реальность, и процесс одоления этой проблемы важнее результата; решение, как в библейской притче про намерения, важнее действия.
Потому что искренность намерения, в конечном итоге, определяет все.
спойлерыАниме можно рассматривать с разных точек зрения. Многие рецензенты выделяют концепции "общества стыда" и "общества вины", предложенные Рут Бенедикт в "Хризантеме и мече"; в Японии преобладает "культура стыда": самое главное для человека - чтобы его одобряло общество, окружающие. Не так страшно сделать что-то некрасивое, страшно, что об этом узнают другие. На христианском Западе первую скрипку играет "культура вины" - плохие поступки страшны сами по себе, даже если никто о них не знает, это - личная ответственность.
Я считаю, что принятие личной ответственности - показатель взросления. В любой культуре.
Поэтому хочу выделить в аниме другой, похожий аспект, который условно можно назвать "феномен зомби".
Тема зомби в массовой культуре появилась в конце двадцатого - начале двадцать первого века. До этого такого распространения не наблюдалось; ожившие мертвецы были представлены в виде устрашающих, но в чем-то и благородных вампиров, на худой конец, мумий. Зомби благородными не кажутся. Они отвратительные, не шибко умные, одержимые только потребностью кормиться. А еще их много.
Зомби - не личности. Любой человек может стать зомби - только сначала ему придется как личности умереть.
Имхо, зомби - аллегория общества потребления, "уже не столько общества «людей потребляющих», сколько общества «людей потребляемых»" (с) Жан Бодрийяр.
Общество потребления, получившее зеленый свет со скачкообразным развитием СМИ в конце двадцатого века, связано с этим самым - с потерей личности, когда социальный статус значит больше, чем индивидуальность, а атрибуты абстрактного "счастья" обусловлены не самим человеком. Кем-то другим.
Страх перед зомби - это страх не занять свою нишу в обществе. Страх, что общество тебя отвергнет. И сожрет.
В этом плане примечателен фильм "Война миров Z" (2013) с Брэдом Питтом, где повальное превращение людей в зомби объясняется всего лишь как очередная эпидемия, на которую есть управа. Это ценный момент и оптимистичный взгляд на вещи: общество потребления - временное явление, все не так безнадежно, как представлялось Бодрийяру. Можно не только выживать, но и жить, дыша полной грудью.
"Феномен зомби" и сопутствующего страха в равной мере присущ и западной, и японской культурам. В аниме "Агент паранойи" этот страх получает материальное воплощение - "парень с битой".
В обязательном порядке смеющиеся представители общества - и довлеющий над ними страх не соответствовать.
"Парень с битой" нападает на людей, индивидуальность которых вступает в конфликт с требованиями общества. Дизайнер, придумавшая популярного маскота Мароми, но неспособная создать нечто такое же востребованное; репортер, которому во что бы то ни стало нужно раздобыть горячие новости; школьник, пользовавшийся всеобщей любовью, но внезапно ее лишившийся, и пожелавший защитить его одноклассник; женщина, рвущаяся на две личности - развратную, порицаемую обществом, и примерную жену, обществом одобряемую; полицейский, привыкший считать себя героем, но по ночам грабящий стариков, чтобы расплатиться с криминальными долгами; парень, считавший, что играет в квестовую игру, и угодивший в камеру предварительного заключения; девочка, узнавшая о нездоровом влечении к ней собственного отца; сценарист популярного аниме, не укладывающийся в сроки; весь отдел по созданию этого самого аниме, вплоть до последнего человека, из неподвижных пальцев которого непоказанные люди вытаскивают кассету с готовым продуктом.
Во всех случаях нападение "парня с битой" оправдывает людей перед обществом. Дизайнер может объяснить свой творческий кризис, репортер - собственную неудачу, школьник - доказать, что "парень с битой" - не он, женщина с раздвоением личности - стать только примерной женой, полицейский - заделаться героем, парень с игрой - избавиться от суда, девочка, к которой влечет отца - обо всем забыть посредством амнезии и теперь улыбаться всегда, сценарист и другие создатели аниме - избавиться от давления общества. Некоторые сравнивают нападения "парня с битой" с утверждением самообмана и вымышленной реальности, вроде той, в которую в 12-ой серии попадает следователь Кэйити Икари, с картонными домами и людьми.
Я бы сравнила его нападения с самобичеванием, самоедством, и - апофеоз всего - с самоубийством. Как в седьмой серии - парня, игравшего в игры, находят покончившим с собой.
Это действительно самообман и бегство, но не только от реальности или от давления со стороны общества. Это бегство и от себя самого; поддавшись давлению и потеряв свою индивидуальность, люди проигрывают "парню с битой" и подпитывают его.
"Парень с битой" - и есть агент паранойи, проводник массовой истерии, ее квинтэссенция. Как любой монстр, порожденный страхом, он страхом и питается, будто зомби - человеческой плотью. В последних сериях он значительно вырастает, приобретает типично зомбевскую харю, а потом и вовсе захлестывает весь Токио.
Есть, впрочем, и обратная сторона. Собравшийся в восьмой серии "клуб самоубийц" не боится парня с битой. Потому что уже решили умереть? Ничего подобного.
Потому что во время их встречи, посвященной поиску смерти, чувакам совершенно параллельно, что общество о них подумает. Они отпускают себя на свободу, освобождают свою индивидуальность, свое неприкрытое "хочу". Более того - они поддерживают друг друга!
Все жертвы "парня с битой", по сути, одиноки. Дело не в том, что рядом с ними нет других людей - просто между ними и другими людьми разрыв. Они не понимают один другого и не признают право друг друга на индивидуальность.
Совершенно иначе поступает "клуб самоубийц", поначалу списывавшийся в чате. "Зебра", парень-гомосексуал, и "Оса", пожилой и явно не очень здоровый музыкант, только увидев, что "Чайка" - маленькая девочка, спешат от нее смыться, потому что не хотят, чтобы она умирала. Они всячески стремятся защитить ее и оградить, но принимают в свою компанию. И они смеются! Все трое.
В отличие от искусственного смеха в опенинге и гифке выше, этот смех - искренний. Условности теряют значение, когда вы вместе едете в поезде, далеко-далеко, или любуетесь красотами гор, или в охотку прогуливаетесь по городу, или отдыхаете в онсене.
Слева направо: Зебра, Чайка, Оса.
Зебра, Чайка и Оса не ищут смерти. Да, что-то было такое, что заставило их собраться вместе, но содержание не соответствует форме: Зебра боится, что Оса умрет, Чайка трясет Осу и протягивает лекарство, не позволяя умереть, Зебра и Оса переживают за Чайку, Оса обнимает Зебру "по-гомосексуальному", чтобы доказать - для него это никакого значения не имеет.
Эти люди не боятся умереть. Но не боятся они и жить, поэтому "парень с битой", случайно увидев их, убегает в страхе. А они за ним гонятся - преследователь и жертва меняются местами, как в мультфильме "Восстание Хранителей" - Кромешник существует, но бояться его нет смысла.
В итоге Зебра, Чайка и Оса решают еще собраться вместе. Они нашли друг друга, они увидели прелесть жизни, они - личности, а требования общества отходят на дальний план. Им просто хорошо друг с другом.
Эту серию я считаю самой лучшей во всем аниме.
В 9-ой серии, "ETC", раскрываются штампы массовой культуры, когда "парень с битой", то есть страх не вписаться, должен появиться по всеобщему мнению: парень, который не может сдать экзамен, ссорящиеся свекровь и невестка, врач, напутавший с искусственным оплодотворением, умирающая девушка, которая будет жить, "пока не опадет последний лист" (привет, О"Генри), задавленный ответственностью бейсболист, мужчина, проигравший поединок со вкусной едой, голодающий на необитаемом острове, политик - криминальный авторитет, решивший использовать "парня с битой" для устранения своих конкурентов... Все варианты неправдоподобны, но сплетничающие женщины дружно соглашаются, что сами были свидетельницами подобных случаев - кроме случаев с искусственным оплодотворением, голодающим и политиком, которые предложила жена сценариста. Причем с точки зрения сюжетов ее варианты более уместны. Другое дело, что "парень с битой" в них слишком конкретен, чтобы вызывать ужас.
Про "последний лист" - жена сценариста узнает отсылку к рассказу О"Генри, за что тоже подвергается всеобщему остракизму. В итоге, когда она находит своего мужа пострадавшим от "парня с битой", то не спешит вызывать "скорую"; для нее главное - узнать, как именно все произошло. И возвыситься в обществе за счет рассказанной "правдивой" истории.
В 11-ой серии показан поединок жены следователя Кэйити Икари и "парня с битой". Она больна, в отчаянии, но не сдается; поэтому, в лучших традициях самурайского боевика покрошив ее старояпонский дом, "парень с битой" может только слегка поцарапать ей лицо. Она прогоняет его словами: "Вы нащупали слабину и пришли, чтобы убить меня, чтобы подарить мне мнимое облегчение или чудо. Но вам меня не обмануть, и я не собираюсь сдаваться. Я больше никогда не пожелаю себе смерти. Да, человек не такой уж и слабый. У него есть силы преодолеть любое препятствие. Вам этого не понять. Вы преследуете и уничтожаете людей, думая, что им становится от этого легче. Конечно, ведь это все, на что вы способны. Вы можете вводить их в заблуждение и временно решать их проблемы. Вы такой же, как это существо, Мароми!"
Отсылка к маскоту, созданному девушкой-дизайнером из первой серии, не случайна; победа в поединке остается за женой следователя. Японские декорации падают, сменяясь радугой за ее спиной и чистым полем; она решается на операцию. Решает бороться - в том числе за своего мужа, попавшего в вымышленную реальность.
В этом ей невольно помогает та самая дизайнер, Цукико Саги, и, по доброй воле, напарник ее мужа, молодой следователь Мицухиро Манива.
Следователь Мицухиро Манива.
Мицухиро, в отличие от коллеги, свободен от стереотипов; он сменяет самоубившегося парня на месте героя, борца со злом; он узнает, что у популярного маскота и "парня с битой" один источник (общество, как отдельный представитель - Цукико); вооруженный знанием о детстве Цукико, он говорит с ней, и оказывается, что в детстве Цукико не уследила за своей собачкой, Мароми. Собачку сбила машина; Цукико испугалась, что отец рассердится на нее за это, и, чтобы оправдаться, придумала напавшего на нее парня с битой. Она сама себе в этом отказывалась признаваться.
В последней серии Цукико обнимает мертвую собачку и говорит: "Прости меня, Мароми"; наблюдающий за этим "парень с битой" заключает: "Я больше не нужен" и исчезает.
Это и есть то самое принятие личной ответственности - не "вины" в чистом виде; это - то, что делает личность личностью. Общество потребления, как и "парень с битой", только вводит людей в заблуждение и решает их проблемы временно.
Решить собственные проблемы раз и навсегда может только сам человек. Поддержка других людей нужна, чтобы подтолкнуть к этому, как в серии про клуб самоубийц.
Интересный ход с Манивой; в сериале есть больной старичок, который зачитывает превью к каждой серии и чертит на полу подсказки к тому, что будет дальше. Он сразу привлекает внимание Манивы; в дальнейшем Манива обращается к нему как к "учителю". В конце сериале старичок умирает, а Манива седеет и сам чертит на полу формулы-подсказки. "Круг замкнулся" - говорит поседевший Манива зрителям после эндинга к последней серии.
Думаю, версия про "смерть автора" - верная. "Замкнув круг" собственным героизмом, который лишен подводных камней, собственной однозначной "хорошестью", развязав все сюжетные узлы, Манива выходит за рамки произведения. Возвращается в реальный мир.
Манива - автор. Старичок - нет; это символ авторства Манивы, потому что только Манива и обращает на него внимание. Это подсказка.
Примечательно еще то, что в аниме показана жизнь очень разных людей - по возрасту, обстоятельствам, положению в обществе. Более того, каждую серию можно смотреть отдельно; серии различаются по жанру и, едва уловимо, по рисовке. Такое разнообразие позволяет лучше донести общую идею.
Кратко: must see.
Вопрос: Как вам это аниме?
1. 1. Смотрел, шедевр |
|
15 |
(17.65%) |
2. 2. Смотрел, очень понравилось |
|
16 |
(18.82%) |
3. 3. Смотрел, неплохо |
|
8 |
(9.41%) |
4. 4. Смотрел, просто смотрел |
|
4 |
(4.71%) |
5. 5. Смотрел, не понравилось |
|
5 |
(5.88%) |
6. 6. Смотрел, плевался |
|
0 |
(0%) |
7. 7. Не смотрел и не буду |
|
16 |
(18.82%) |
8. 8. Не смотрел, но посмотрю |
|
21 |
(24.71%) |
|
|
|
Всего: |
85 |
@темы:
рецензия,
драма
Угу, а раньше всё конечно было как-то иначе
Смотрела довольно давно. С чем-то в рецензии согласна, но мне совсем не показалось, что это аниме как-то критикует общество потребления. Все проблемы героев, их страхи, сомнения и прочие не самые хорошие чувства, порождающие "парня с битой", не всегда связаны с конфликтом с обществом, но всегда - с конфликтом с самим собой)) Например, девочка, которая узнала о нездоровой тяге к ней отца. Если бы "парень с битой" пришёл к нему (общество говорит "нельзя испытывать такие эмоции"), то вопросов нет. Но он пришёл именно к жертве - девочке. Парень-геймер тоже не особо парился, что о нём подумают. Оно приходит к тем, кто хочет сбежать от реальности, кто хочет подменить её своими иллюзиями, и вообще не важно, чем это желание вызвано.
Манива - автор. Старичок - нет; это символ авторства Манивы, потому что только Манива и обращает на него внимание.
Моя версия: Старик - автор, Манива - зритель)) Ну просто Манива там единственный, которому зритель может полноценно сопереживать и ставить себя на его место.
Дело же не только в обществе, конфликт как раз между обществом - его требованиями - и тем, что хочет сам человек как личность.
девочка, которая узнала о нездоровой тяге к ней отца. - общество порицает подобные ситуации как таковые, думает еще, что такие девочки сами виноваты, провоцируют родителей и т.д. В общем, девочка поняла, что ее семья с точки зрения общества не идеальна, и захотела забыть о ней.
Парню оч важно, что о нем подумают. Он пытается объяснить свои идеи следователям, но Икари не верит ему и давит на него, и давит, и давит. Манива пытается понять и защитить, но давление со стороны "плохого полицейского" (общества) оказывается сильнее. Итог - парень с битой - суицид.
Нет, Манива не зритель. Он активный участник, супергерой, он борется с парнем с битой. Другое дело, что он идеализирован и сам по себе "пуст" - потому что за него живут-действуют его персонажи. В седьмой серии его все время показывают перед каким-то экраном - это может быть еще одним указанием на автора)
Хотя идея о том, что зритель сам может быть автором, а автор - зрителем, когда история развивается без его участия, мне нравится.
Но Манива для такой роли слишком уж активен.
Конфликт всегда внутри самого человека) Может, там и есть конфликты между обществом и личностью, но это не главная тема всего аниме. Даже в финале избавиться от всех проблем помогло решение внутреннего конфликта дизайнерши, принятие реальности какой она есть.
В общем, девочка поняла, что ее семья с точки зрения общества не идеальна, и захотела забыть о ней.
С чего вы взяли, что она захотела амнезии по этой причине? Вдруг как раз потому, что её сознание не смогло выдержать того факта, что собственный любимый отец её хочет? Во флешбеках она перед амнезией вспоминала и пересматривала как раз свои отношения с отцом, а не похожие случаи и как на это реагируют люди. Она вообще не думала о том, как на её ситуацию отреагируют окружающие. Насколько я помню, конечно))
Парню оч важно, что о нем подумают. Он пытается объяснить свои идеи следователям, но Икари не верит ему и давит на него, и давит, и давит. Манива пытается понять и защитить, но давление со стороны "плохого полицейского" (общества) оказывается сильнее. Итог - парень с битой - суицид.
А что он ещё мог сказать? Его же допрашивали, а это и есть его реальность))
Но Манива для такой роли слишком уж активен.
Но ведь зритель тоже в некотором смысле активен! Он никогда не просто наблюдатель. Человек смотрит аниме, кино, читает художественные книги, играет в игры часто не для того, что бы что-то узнать (для этого есть энциклопедии и учебники). Он вживается в роль главного героя, испытывает эмоции персонажа, оценивает ситуации, как бы он поступил. Иногда ему хочется подбодрить несуществующего героя, как-то ему помочь, посочувствовать, стать супергероем, королём, рыцарем и т.д. и т.п.
А причина - в "как на меня посмотрят". "Я хочу быть хорошей для других". "Это не я виновата в смерти песика; это не я виновата в том, что не могу придумать нового маскота. Это парень с битой, видите?"
Личный выбор Цукико оказывается сильнее "как на меня посмотрят". Но - только когда она этот выбор делает.
Главная тема - не конфликт между обществом и личностью сам по себе, а гармоничный способ его решения. Вывод: все зависит от самого человека и его готовности принять на себя ответственность.
Безусловно, к нападению парня с битой всегда приводит болезненный внутренний конфликт. Нам показано, как он проявляется.
Однако этот конфликт всегда обусловлен давлением извне. На людей, которые нашли единомышленников и за счет этого давлению не подвластны (клуб самоубийц) и на тех, кто твердо решил не сдаваться (жена Икари) парень с битой напасть не может. И то - жену Икари он подранил, а она взяла силы противостоять ему из слов мужа.
Кстати, когда она говорит про "вы можете дать только временное счастье", в кадре всплывают лица левых людей. Все они улыбаются, как амнезийная девочка. Они счастливы - они лишены внутреннего конфликта. Они "зомби", они доверили право на свой личный выбор обществу, как в аниме "Психопаспорт".
Во флешбеках она перед амнезией вспоминала и пересматривала как раз свои отношения с отцом - ее флэшбек (со словами "это было весело") показан с ракурса какого-то левого чувака: папа приходит забрать ее из детского садика. На это смотрят воспитательница и тот самый чувак, казалось бы, вообще лишняя фигура на скрине.
Это реакция общества. Общество одобряет ("весело"). Общество считает - это идеальная семья.
А сейчас - не так.
А что он ещё мог сказать? Его же допрашивали, а это и есть его реальность)) - то есть, если бы его не допрашивали, если бы не воспринимали как "плохого" ("я же просто хотел помочь! Я не сделал ничего дурного!"), если бы не было давления, ничего бы не произошло.
Внутренний конфликт человека, его "личное", не существует в отрыве от общества, как бы нам ни хотелось. Человек может отвергать социум, но в любом случае принадлежит к нему и в какой-то мере от него зависим. Другое дело - в какой именно. В абсолютной? Или он сумеет остаться личностью? Если да, то что для этого нужно?
Иногда ему хочется подбодрить несуществующего героя, как-то ему помочь, посочувствовать, стать супергероем, королём, рыцарем и т.д. и т.п. - Манива с самого начала вписан в историю, он оттеняет Икари и нужен для сюжета. Он действует, как положено герменевту - и полицейскому, распутывает историю и узнает ее скрытый смысл. Без него мы, как читатели/зрители, нипочем бы во всем этом не разобрались. Если бы он, как автор, с этим экраном и прочей механикой вокруг, не сумел нам объяснить.
Да, схема "смерти автора" и "как читатель/зритель видит - так и правда", существует и зеркалится в аниме; но Манива же не просто видит. Как раз он до последнего движет сюжет, как настоящий автор. А под конец понимает, что все это время сам создавал повествование, и вздыхает с облегчением.
Именно тогда история в "замкнувшемся круге" становится свободной для интерпретаций зрителей настоящих - нашей интерпретации.
Так а я о чём) Но ведь это ни разу не критика общества потребления! Ведь в конце концов главным виновником оказалось вовсе не общество, а внутренние демоны самого человека, которые и сделали из этого общества себе врага. И в человеке же, оказалось, существует сила, способная решить свои проблемы.
У меня правда много мелких деталей со временем из головы уплыло, тяжело так спорить по отдельным сюжетам)
Манива с самого начала вписан в историю, он оттеняет Икари и нужен для сюжета. Он действует, как положено герменевту - и полицейскому, распутывает историю и узнает ее скрытый смысл. Без него мы, как читатели/зрители, нипочем бы во всем этом не разобрались.
Я из этого всё равно не понимаю, почему он должен быть именно автором, а не главным героем
Общество потребления склонно использовать; это - убивающая среда, не с чьей-то точки зрения, а как данность. Далеко не у каждого человека в таких условиях найдутся силы не сломаться, остаться личностью... сделать правильный выбор. Без поддержки - ни у кого, наверное.
Другое дело, что все не так безнадежно - Бодрийяр не зря старался, его критика была принята к сведению, вон, хотя бы автор-Манива да впечатлился. И подтолкнул Цукико к тому, чтобы она взяла на себя ответственность.
Я из этого всё равно не понимаю, почему он должен быть именно автором, а не главным героем - потому что для главного героя он слишком "пуст". Мы так мало знаем о нем и так много - о других. Почему? Потому что он, как автор, сам раскрывается только в других персонажах.
Финал с тем, как Манива чертит символы и говорит о "новом круге" - яркий завершающий штрих его авторской роли.
Makha, аниме замечательное